РИА Новости, Светлана Янкина. Павильон России, где
показывают проект "Пустые зоны", представляющий архив деятельности
художника-концептуалиста Андрея Монастырского и группы "Коллективные действия", официально начал свою работу на 54-й арт-биеннале в Венеции в четверг.Экспозиция российского павльона на 54-й Венецианской биеннале Тысячи профессионалов со всего мира - директора музеев, галеристы,
кураторы и представители СМИ собрались в саду Джардини: они
перемещаются от одного национального павильона к другому в зависимости
от графиков открытия, поэтому порой приходится отстоять очередь прежде,
чем посмотреть сами проекты. Ажиотаж царит и в павильоне России, построенном Алексеем Щусевым в
1914 году и только что реконструированном - каталоги нашей выставки
расходятся на ура, а иностранцы вникают в ее смысл. Судя по откликам,
равнодушной она не оставляет никого: некоторые считают, что это и есть
отражение загадочной и непостижимой русской души. Другие интересуются,
нет ли здесь политического подтекста - из-за наличия нар в главной
инсталляции проекта. Как рассказал на открытии куратор российской экспозиции Борис Гройс,
ничего крамольного искать не стоит - это просто такой русский ответ
американскому минимализму, в том числе скульптору Дональду Джадду. "Выставка разбита на четыре части и представляет собой комбинации из
четырех пространств, в которых оперирует Монастырский и любой
современный художник", - говорит он. Экспозиция российского павльона на 54-й Венецианской биеннале Гройс пояснил, что речь идет об урбанистическом пространстве - на
выставке оно представлено снимками из серии "Земляные работы",
пространстве художественного жеста, "которое несет в себе контекст
потенциальной социальной угрозы" - в этой части, по периметру главного
зала нашего павильона, как раз и стоят те самые нары, а в центре, на
круге с надписью "11" - настоящие венецианские сваи весом 250 килограмм
каждая, закрепленные настоящей же цепью. "Это реакция на фигуру русского павильона в Венеции - он
рефлексируется, интегрируется и маркируется, но маркируется не в
дворцовый город - это реальные сваи, вытащенные из воды, и цепь тоже,
вещи абсолютно аутентичные", - объяснил куратор. Позже комиссар
российского павильона Стелла Кесаева добавила, что на это пришлось
получать специальное разрешение от венецианских властей. Также в экспозиции обыграны внутреннее и групповое пространства - то
есть то, что художник придумывал и делал сам и с группой "Коллективные
действия". Здесь, в лабиринте из подобия офисных перегородок, можно
увидеть отрывки из "Поездок за город" - задокументированных в десяти
томах акций, которые Монастырский и "КД" проводят с 1970-х годов. В
настоящее время к публикации готовится 11-й том - отсюда и взялось
соответствующее число в круге под сваями. Одновременно это еще и
последние две цифры текущего года - а вообще, как говорит Гройс, это
значит с одной стороны многое, а с другой - вообще ничего, как
посмотреть. На стенах нижнего зала демонстрируются отрывки из последнего проекта Монастырского, который художник выкладывает на YouTube. "Это продолжение того, что он делал в советское время - то есть это
еще одна попытка обойти систему, но тогда это были загородные акции, а
здесь обращение к YouTube является вариантом обхода художественной
системы и дает более гибкий контакт с аудиторией", - рассказал Гройс. Проект "Пустые зоны" пришелся по душе не только посетителям, но и
министру культуры Александру Авдееву, который осмотрел экспозицию в
компании Кесаевой и коллеги Монастырского по "Коллективным действиям"
художника Николая Паниткова. "Талант Монастырского всем интересен, потому что он заставляет
мыслить о главном - о времени, о собственном внутреннем мире. В этом и
заключается прелесть концептуального искусства - заставить каждого
шевелить мозгами, делать это самостоятельно, а не принимать написанные
кем-то истины", - уверен Авдеев. Он считает, что главная инсталляция экспозиции отражает время, место и среду, а также "состояние умов и всего нашего общества". "Можно много интерпретировать художника , но самое главное, что он
возбуждает процесс переосмысливания", - заключил министр и отправился,
по собственному признанию, осматривать выставку в павильоне Франции - к
этой стране у Авдеева особое отношение, поскольку до назначения на
нынешний пост он работал там послом. Еще два дня основной проект и выставки в национальных павильонах
будут демонстрироваться только для аккредитованных специалистов, а с 4
июня и по 27 ноября - для всех желающих.
|