Два вечера Пасхального фестиваля в Концертном зале имени
Чайковского с участием Валерия Гергиева, Симфонического оркестра и хора
Мариинского театра прошли при таких аншлагах, что было ясно: с афишей
концертов организаторы не промахнулись. На концерте-открытии звучала кантата Сергея Прокофьева "Александр
Невский". И ее интерпретацию Гергиевым - жесткую, почти афористичную по
своей концентрированной музыкальной энергии, сталкивающей с каким-то
страшным "визуальным" эффектом в смертоносной битве темы средневековых
тевтонцев и русских воинов, знают в мире не только по живым исполнениям
маэстро, но и по записи "Невского", сделанной на первом Пасхальном
фестивале в Большом зале консерватории в том же составе - с участием
Ольги Бородиной. У меццо в кантате только один эпизод - песня-плач
"Мертвое поле", но у Бородиной есть особый дар - практически каждой
нотой погружать в пространство глубины, душевной целостности и какой-то
экзистенциальной тоски по прекрасному. И именно выход Бородиной на
сцену, ее пронзительный, волнующий вокал придали теплую душевную краску
той многомерной звуковой конструкции, которую создавал Гергиев, - с
диким воем тромбонов и устрашающим мерным "Скоком свиньи", со зловещим
стуком струнных sul ponticello и мрачным набатом, с жутковатым
разрастающимся латинским хоралом Реrеgrinus и напористым звуком
"русской атаки". В этот вечер удивил и Денис Мацуев, исполнивший Третий концерт
Прокофьева. Закрепившийся, благодаря метафоре Бальмонта, "скифский"
концепт сочинения, динамичный, напористый, токкатный, буквально "кожей"
сливающийся с исполнительской манерой Мацуева, неожиданно обрел иной
образный ракурс - звук сфумато, энергия, переведенная во внутренний
план, летучие, глиссандирующие пассажи, светящиеся россыпи аккордов,
хрупкость прокофьевского звука в кантилене. К открытию фестиваля Гергиев подготовил две новые для себя партитуры
- "Хороводы" Родиона Щедрина и "Колокола" Рахманинова. Первая
прозвучала в присутствии автора в Концертном зале Чайковского с драйвом
равелевского "болеро", переведенного на язык свирелей, деревянных
ложек, птичьих трелей и задушевного "кружения". Рахманиновскими же
"Колоколами" открылась Хоровая программа Пасхального фестиваля в Зале
Церковных соборов, с участием сводного хора Мариинского театра и
Государственного камерного хора Республики Татарстан. Грандиозная
мифопоэтическая партитура прозвучала близко к скрябиновской музыкальной
"космогонии" - с оркестровым размахом и "декадентскими" утонченностям,
с колокольными фонами, врывающимися ликованием, набатом, похоронным
мраком. "Катастрофизм" Рахманинова Гергиев растворил в финале в
просветленном оркестровом звуке, метафорически отсылающем к покою
вечности. Главным же событием для меломанов стало выступление французского
сопрано Натали Дессей в опере Доницетти "Лючия ди Ламмермур". Полгода
назад на лейбле Mariinsky был записан диск с ее участием в живом режиме
в Концертном зале Мариинки, и то выступление было феноменальным,
буквально на грани не искусства, а живого чуда. В Зале Чайковского
такой комфортной акустики, конечно, нет, и поначалу казалось, что свою
высшую "форму" исполнение "Лючии" на этот раз не наберет. Оркестр
Мариинки, который в Доницетти выглядит почти трогательно, усмиряя свои
"грандиозности" до музыкального пейзажа к искусству бельканто, был в
меру экспрессивен и подчеркнуто внимателен к певцам. Солисты - в меру
ровно пели свои партии - Сергей Скороходов (Эдгардо), Аскар Абдразаков
(Раймондо), Владислав Сулимский (Энрико). Дессей начала даже с хриплой ноты, но уже спустя несколько мгновений
стало ясно, что на феноменальном мастерстве партию она приведет к той
форме, которая обеспечивает ей сегодня позиции "лучшей в мире Лючии".
Это потому, что искусство Дессей - это не демонстрация бельканто, а
жизнь в другом измерении, где все соткано из звука. Дессей дышит
звуком, он чувствует звуком, ее жест на сцене рождается из звука. И
тембр ее голоса, переливающийся, мерцающий теплыми красками,
завораживает полнотой красоты - не оперной. Ее Лючия вырывается из
любого пространства, подобно Пьеро, прорывающему тряпичный купол
шапито, и она сходит с ума от того, что стала предательницей
собственной любви. Ее Лючия "блуждает" по лабиринту невидимого мира,
гипнотизируя не пассажами или колоратурами, а тем, что проносится перед
ее внутренним взором - заставляя ее голос зависать, уходить в
собственную глубину и вырываться на волю, замирать "эхом" и играть со
звуками стеклянной гармоники. Последний предсмертный крик Лючии-Дессей
звенит в ушах вместе со страшной, смятенной картиной, которую без
всякой театральной сцены смогли воспроизвести оркестр и солисты
Мариинки. И те, кто пережил эти мгновения в Концертном зале, их не
забудут.
|