Самые скандальные постановки и самые актуальные тенденции европейского театра. Всё это увидят москвичи на традиционном фестивале «NET - Новый европейский театр», который пройдет уже в одиннадцатый раз (14-27 ноября).
Инициатор фестиваля «NET» и его арт-директор Марина Давыдова в беседе с корреспондентом «Голоса России» утверждает, что это важное звено в создании единого российско-европейского театрального пространства.
"Кажется, что фестивали были всегда, - говорит Марина Давыдова. - На самом деле они появились после Второй мировой войны в разъединенной и разрушенной Европе, которая попыталась каким-то образом, хотя бы на почве культуры, объединиться. Два главных форума - Авиньонский и Эдинбургский возникли в одном и том же 1947 году именно на этой волне. Что касается нашего фестиваля, то в конце 90-х годов, когда мы его придумали, была идея представить российским зрителям новое поколение европейской режиссуры. В первую очередь режиссуры, которая вступила в профессиональную жизнь после падения Берлинской стены. Это был символ объединения Европы. Собственно, в этом и состояла задача - показать новые тенденции европейского театра, воплощенные в работах новых, молодых режиссеров".
Сейчас Европа торжественно и шумно отмечает 20-летие падения Берлинской стены. А как реагирует на это фестиваль NET?
"Падению Берлинской стены, точнее, событиям, предшествующим этому падению, посвящен один спектакль фестиваля, - рассказывает Марина Давыдова. - Естественно, немецкий. Вообще, немецкий театр всегда находился в поле нашего зрения как главный театр современной Европы, особенно в том, что касается молодой режиссуры. Но кроме жесткой концептуальной режиссуры там всегда наличествует прекрасная актерская школа. А спектакль «Руммельплатц» очень известного режиссера Армина Петраса интересен и с исторической точки зрения, потому что раскрывает те страницы истории, которые у нас мало известны, страницы, посвященные тому, что происходило сразу после окончания Второй мировой войны и до возведения Берлинской стены. Все остальные спектакли впрямую с этим событием не связаны, но они естественным образом демонстрируют те разные стили, направления, которые возникли - уже эстетически - в европейском театре за минувшее 20-летие, - продолжает Марина Давыдова. - Тут и радикальнейший бельгиец Ян Фабр с его «Оргией толерантности», которая произвела фурор, если не скандал, на последнем Авиньонском фестивале. И давний наш партнер литовец Оскарас Коршуновас со спектаклем «Гамлет». Оскарас всегда предельно ясен в своем режиссерском концепте, в том, что он хочет сказать, обращаясь к классическому тексту..."
При всей жесткости современного европейского театра, он не прочь предложить зрителям и посмеяться над человеческими слабостями и пороками, обрушиваясь на них всей силой сарказма. Болгарин Явор Гырдев, например, представляет в Москве древнеримского императора Калигулу этаким депрессивным панком. А Ян Фабр два часа издевается над тем, как далеко зашли европейцы в своих представлениях о толерантности и политкорректности.