«Ищу арт-директора на 160
тысяч» — такой статус появился недавно на странице
моей близкой подруги в одной из популярных социальных сетей. Подруга
работает специалистом по подбору персонала. «Эх, кажется, не ту
профессию выбрала», — шутливо посетовала я при первой
же нашей встрече. «Ты не одна такая: этот статус возбудил
многих», — ответила она. К сожалению, подходящего
специалиста среди возбужденных граждан так и не нашлось. И дело даже не
в том, что на подобную вакансию может претендовать лишь специалист
очень высокого уровня. Социальные сети вообще не дают заметных
результатов в таком деле. Подруга признается, что несколько раз ей
удавалось вылавливать там кандидатов, но это, скорее, исключение, да и
то она сама выступала инициатором общения. Этот
пример является наглядным подтверждением результатов недавнего
глобального исследования Kelly Global Workforce Index, которое
показало, что соискатели не считают социальные сети эффективным
способом поиска работы. В опросе приняли участие 97 тысяч человек из 30
стран мира, в том числе 7500 — из России. И лишь 1%
участников сообщил, что находит работу с помощью общения на подобных
площадках. Причем, этот показатель одинаков как для мира в целом, так и
для России в частности, тогда как в остальных аспектах данные разошлись. В
мире самым популярным способом поиска работы являются объявления на
специализированных интернет-ресурсах — 26%. Чуть меньше
людей (22%) находят работу по рекомендациям друзей и знакомых. Еще 17%
кандидатов получают прямые приглашения от работодателя, и такое же
число соискателей устраиваются на работу через рекрутинговые агентства,
а 7% откликаются на вакансии в печатных изданиях. В России основная
масса соискателей по-прежнему предпочитает трудоустраиваться по
знакомству. По рекомендации находит работу почти треть
соискателей — 29%, далее следуют приглашения непосредственно
от работодателей — 26%, и только на третьем
месте — онлайн-порталы с банком резюме и вакансий (25%). А
вот кадровые агентства на отечественном рынке труда как-то не
прижились: с их помощью находят работу всего 8% соискателей. Примечательно,
что сами по себе социальные сети в России весьма популярны. По этому
показателю мы находимся в числе мировых лидеров: 66% соотечественников,
принявших участие в опросе, отметили, что ежедневно проводят на
виртуальных площадках для общения до 1 часа. Еще 11% тратят 1–2
часа, а 6% — более 2 часов в день. И только 18% респондентов
заявили, что вообще не занимаются подобными глупостями. Генеральный
директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова уверена, что неприятие
подобных каналов с точки зрения поиска работы — явление
временное. «Социальные медиа обладают неограниченными
возможностями, которые еще только предстоит освоить
рекрутерам», — поясняет она. Впрочем, некоторые навыки
работы с такими сетями рекрутеры уже освоили достаточно успешно. С
помощью виртуальных коммуникационных площадок они проверяют
потенциальных кандидатов на ту или иную должность. И слишком
откровенная фотография или чрезмерно смелые высказывания на
злободневную тему вполне могут послужить причиной для отказа в приеме
на работу. Но и соискатели прекрасно об этом осведомлены. В ходе
все того же исследования Kelly Global Workforce Index 17% респондентов
выразили беспокойство по поводу того, что материалы с личной страницы
могут повредить их карьере, а 35% опрошенных признались, что
сознательно подвергают цензуре содержание своей страницы в социальной
сети именно потому, что хотят избежать возможных проблем с дальнейшей
карьерой. При этом полностью отказываться от виртуального общения они
не собираются. Более того, 24% участников опроса полагают, что
проявление активности в социальных сетях способствует карьерному
продвижению. Просто надо «фильтровать базар». Впрочем, это
правило способствует успешной карьере независимо от способа поиска
работы.
|