Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Винни-Пух учится у Панды искусству кунфу, Принцесса из "Бременских
музыкантов" орудует волосами, как Рапунцель, Ежик в тумане бредет по
пустыне с Ранго, попугай Кеша дружит с птицами из "Рио"...
"Союзмультфильм", отмечающий 10 июня 75-летие, не снимет такие сиквелы
своих шедевров.
И дело не в том, что студия против американизации своих мультиков. Просто она – в коме и ждет интенсивной терапии деньгами. "Легенда под названием "Союзмультфильм" больше никогда не повторится" – говорит директор студии Василий Шильников.
Российских детей воспитывают "потомки" Диснея
Десять лет назад, когда "Союзмультфильм"
отмечал 65-летие, аниматоры, как мантру, твердили имя Уолта Диснея –
официального первопроходца анимации . О русском мультипликаторе
Владиславе Старевиче, в 1912 году сделавшем первый в мире кукольный
анимационный фильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами",
мало кто вспоминал.
Сейчас, когда "Союзмультфильм" включен в структуру "Объединенной
государственной киноколлекции" и находится в преклонном и мудром
возрасте, наши аниматоры сознают, что у Диснея что-то слишком много
наследников, которые подавляют остальных игроков мультипликационного
рынка.
Но речь не об анимационной экономике. Речь
прежде всего о том, что теперь российские дети в основном растут на
иностранных мультиках. Если, конечно, они много смотрят телевизор и
ходят в кинотеатры.
В интернет-море, к счастью, можно выудить золотых рыбок – советские
мультики 1960-80-х. Скачивая "Малыша и Карлсона", "Котенка по имени
Гав", "Троих из Простоквашино", "Крокодила Гену" или "Маму для
мамонтенка", родители радуются, что их дети наконец-то увидят мультики,
которые не только забавляют, но и учат различать добро и зло,
размышлять, помогают строить человеческие отношения.
Анимационные учебники агрессии
Когда педиатрии как науки еще не существовало, считалось, что
организм ребенка мало чем отличается от организма взрослого, это якобы
его аналог в миниатюре. Из похожей установки зачастую исходят зарубежные
аниматоры, не просчитывая всю ответственность за свою продукцию.
Психологи уже много раз высказывались, например, по поводу "Шрека".
Это был бы забавный мультик, если бы не некоторые серьезные "но". Там
периодически случаются убийства и издевательства, как и во многих других
мультиках о нечисти, роботах и чудовищах. И это насилие подается в
смеховой форме.
Альфред Хичкок когда-то говорил: "Самые лучшие актеры, конечно, у
Диснея. Плохого актера он просто стирает". Теперь в мультиках много
плохих актеров. Аниматоры, по словам художника-постановщика "Винни-Пуха"
и режиссера мультфильма "Жил-был пес" Эдуарда Назарова, "высчитывают
гэги". Даже в больших мультфильмах "есть все, что было у Диснея в
1920-1930-е годы и толпою следует из фильма в фильм".
Проблема в том, что и плохих героев, и дурные стилевые приемы из детской памяти не сотрешь.
Подсаживаясь на такие мультики, ребенок
начинает воспринимать агрессию как норму, отмечает детский психолог
Ирина Медведева. Нынешние подростки уже воспитаны со стремлением к
решению проблем с помощью насилия, и это во многом вина телевидения и
интернета, говорит глава Центра правовой и психологической помощи в
экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.
В советских мультиках мир выглядел добрым, в нем встречались лишь
отдельные "черные пятна" – ленивые, жадные или злые герои, которых, тем
не менее, можно было перевоспитать, действуя словом и примером. Во
многих зарубежных мультиках установка противоположная: мир
негостеприимен, добра мало, а действовать нужно по принципу "око за око"
– на зло отвечать злом.
Не зря в августе 2010 года Американская ассоциация психологов на
своем ежегодном форуме признала, что современные американские супергерои
кино несут подросткам "искаженный идеал мужественности через насилие,
сарказм, эгоизм и щегольское поведение и при этом не предлагают
альтернатив".
Витамины для души
Советские мультики 1960-1980-х годов – это
арт-терапия, лекарство для души, дающее запас эмоциональной прочности и
помогающее личностно развиваться. Старший преподавать кафедры психологии
личности факультета психологии МГУ Екатерина Патяева называет мультики
позднего советского времени ""психологическими витаминами", которые
нужны всем, а не только тем, кто нуждается в психологической помощи".
Кстати, в таких старых добрых традициях сделаны современные сериалы
"Лунтик", "Смешарики", "Гора самоцветов". Это маленькие
необременительные уроки психологии и ОБЖ – основ безопасности
жизнедеятельности – для детей.
"Маша и медведь" – особая статья. Медведь добр и терпелив, Маша мила,
шустра и проказлива, как любой нормальный ребенок. Только вот родители
почему-то жалуются, называя сериал "бешеным" – из-за рубленых,
конвульсивных жестов и движений героев и безумного темпа действия. Мама
двухлетней девочки в родительском форуме сетует: "После просмотра этого
мультика в передаче "Спокойной ночи, малыши!" дочь перевозбуждается,
отказывается ложиться спать, прыгает по кровати". Другая мама вторит:
"Сейчас столько гиперактивных детей. А если им такие мультики
показывать, их психика совсем расшатается".
Порой после просмотра современных мультиков кажется, что аниматоры
поставили себе только одну задачу – самовыразиться. А эмоции и
впечатления ребенка – вопрос второстепенный.
Как охарактеризовал положение дел в анимации создатель "Ежика в тумане" Юрий Норштейн,
"в мое время впереди стояло слово "культура", а теперь – "индустрия"".
Эдуард Назаров добавляет, что школа советской мультипликации пропала,
как и структура образования в анимации.
Раньше на "Союзмультфильме"
выпускали 40 фильмов в год, говорит Назаров. "Это был и институт, и
техникум, и рабочее место". Мастера учили молодых. Теперь такого нет. И
фильмов выпускается в 10 раз меньше.
"Диснейленд никогда не будет завершен, – пообещал когда-то Уолт
Великий. – Он будет продолжать расти столько, насколько хватит
воображения в мире". Судя по всему, в мировой мультипликации с
воображением стало туго. Но чтобы Диснейленд в России, что называется,
"подвинулся", "Союзмультфильму" должно очень сильно повезти. Директор
студии далек от оптимизма: никогда в стране уже не будет "уникальных
условий, когда в одном месте, под одной крышей собрано 99% творческих
кадров, причастных к анимации", говорит Василий Шильников.
Это значит, что "Диснейленд" в России будет расти и дальше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции