О фильме "Старик Хоттабыч":
Первая моя роль – мороженщица в цирке. Когда я снималась в фильме "Луной был полон сад", мы снимали одну сцену в цирке с Николаем Николаевичем Волковым, и он сказал: "35 лет назад в этом цирке мой папа играл старика Хоттабыча". А я сказала: "Да, 35 лет назад я продала ему мороженое". "Так это были вы! – воскликнул он. – У нас в доме висит фотография: папа и мороженщица. Вы такая хорошенькая!"
О критике фильма "Долгие проводы":
Тогда пресса была – я ее наизусть выучила. Было написано: "Где вы видели такое невзаимопонимание матери и сына? Где приметы времени? Там же нет ни одного портрета вождя!" И самое гениальное, ну просто шедевр: "Не критически использован опыт буржуазных режиссеров типа Феллини и Антониони". Потом Параджанов сказал: "Как я завидую, обо мне такого не писали".
О проблемах с выходом на экраны фильма "День приема по личным вопросам":
Я играла секретаршу Папанова. Фильм делался к какому-то юбилею Октября. Все было нормально, и вдруг положили на полку. Потом пришел Шустер и говорит: "Зина, что мне с вами делать? Когда в обком партии привезли картину, там сказали: понимаете, ваша артистка Шарко так грубо разговаривает с евреями, поэтому они уезжают в Израиль". А человека, с которым я грубо разговаривала, звали Михаил Степанович. Представляете, я переозвучивала сама себя: вместо Михаил Степанович – Борис Дмитриевич.
О театральном режиссере Георгии Товстоногове:
Он был неожиданный во всех своих проявлениях, поступках и суждениях. Когда в спектакль "Иркутская история" он взял Доронину, а не меня, то сказал: "Зиночка, там на каждой второй фразе говорят: она красавица. Вы же понимаете". Я говорю: "Понимаю". Но потом, когда я первый раз в жизни пришла просить его насчет "Луны для пасынков судьбы" и сказала: "Георгий Александрович, мне Гладков прислал письмо, что это роль просто для меня", - он сказал: "Зиночка, вы пьесу читали? Она же халда. Она бьет своего отца. Вы же европейская женщина!" Я поняла, что все в порядке: я европейская женщина. Я легко смирялась с тем, что я не красавица, и с тем, что я "европейская женщина".
Об актрисе Татьяне Дорониной:
Даже Доронина не была премьершей в БДТ. Мы все играли, а когда занят делом, тогда не до интриг. Пока мы работали в одном театре, у меня с ней были плохие отношения. Я ее по-человечески не воспринимала. А потом, когда она ушла из театра, мы уже стали подружками.
Об актрисе Аде Роговцевой:
Она моя подруга. Меня она называет "кумир". Когда я думаю о ней, то начинаю улыбаться, мне начинает все нравиться в мире. Она замечательный человек!
О пьесе Александра Володина "Пять вечеров":
Я думаю, он затронул вечную тему. Когда я играла этот спектакль в БДТ (это был 1959 год), мы тогда жили в коммунальной квартире, у меня просто прообраз Тамары Васильевны в одной из комнат жила, только она не дождалась своего Ильина. Это о женском терпении, о женском умении ждать, о женской вере.
Меня пригласили в "Современнике" поиграть "Пять вечеров". Когда я рассказала об этом Георгию Александровичу, он удивленно спросил: "Зина, вы сможете с другими партнерами играть?!" Я поняла, что задала бестактный вопрос.
О спектакле "Кошки-мышки" в БДТ:
Когда мы выпускали этот спектакль 35 лет назад, Георгий Александрович говорил: "Ну что такое, Зина, я должен сочувствовать пожилой женщине, у которой неудачная любовь, должен жалеть ее, а по сцене бегает молодая Зина с красивыми ногами. Меня это только раздражает". Но это было 35 лет назад. А сейчас – в самый раз, по-моему.
О том, как сыграть любовь на сцене:
В партнера нужно обязательно влюбиться – немножко, в пределах. Один раз я завалила роль, потому что меня очень раздражал партнер. Потом я поехала сниматься к Кире Муратовой в "Долгие проводы", и меня заменили.
О молодых артистах:
Мы Инной Михайловной Чуриковой и с Александром Яковлевичем Михайловым 12 лет играем "Старую деву". Они меня устраивают, они без понтов. А молодые… Например, меня потряс один случай. Одна молодая артистка сказала: "Я прихожу в театр в 5 часов – и в антрепризу, и в БДТ. Мне хватает дел". И одна артистка сказала: "Это шаманство - приходить так рано на спектакль, потому что я должна свежая прийти на спектакль". Свежая прийти?! Откуда? С улицы? Вот и результат!
О зрителях:
Мы так от них зависим, они даже не могут себе представить. Один раз я играла спектакль в "Приюте комедианта". Мы с Сашей Демьяненко играли такие страсти, такую любовь, а в первом ряду сидел человек и весь спектакль качал своей ногой в белом ботинке. Зачем ты ходишь в театр? Вот это ужасный зритель!
О правнуках:
Ване 8, Матвею 1,5 года. К сожалению, у Вани начинают проявляться актерские задатки, он ходит в театральный кружок и что-то играет. Я не хожу, потому что у меня нет времени. Маша, внучка, говорит, что он талантливый.
Когда Ваня смотрел спектакль "Старая дева", он в антракте пришел ко мне и говорит: "Больше никогда не пойду в твой театр!" - "Почему?" - "Там ты плачешь, тебя обижают". Я говорю: "Ваня, ну это же игра". – "Плохая игра!" Но после второго акта он пришел и сказал, что ему очень понравилось: "Когда ты из шкафа вышла в красивом платье, все зааплодировали, я тоже зааплодировал".
Когда рос мой сын, у меня были свои дела в театре и любовные, поэтому он больше у бабушки с дедушкой был. Когда появились внуки, я уже начала понимать свое влияние на них, а когда правнуки – ты что-то сказал или сделал, и тут же проявляется ответ тебе.
Об одиночестве:
Я не понимаю, что такое жаловаться. Посиди дома, посмотри телевизор, переживи то, что ты переживаешь, и не грузи на других людей свои неприятности. Я считаю сейчас, что освободилась от всего, когда стала одинокой, поэтому очень жалею тех девушек, которые выходят замуж: они не понимают, на что обрекают себя.