Что на самом деле сказал Триер"Триер – нацист", "Триер любит Гитлера". С
такими заголовками вышли французские утренние газеты. При этом почти
никто не удосужился проверить, что же на самом деле сказал
режиссер, а некоторые российские СМИ откровенно переврали его
слова. Так вот, дословно Ларс фон Триер сказал следующее. "Долгое время я считал себя евреем и был этому рад. Потом
я встретил Сюзанну Бир и радость моя уменьшилась. Я понял, что я самый
настоящий нацист". Поясняем: Сюзанна Бир — режиссер еврейского
происхождения, которую называют "датским Михалковым в
юбке". Некогда снимала хорошие фильмы, но сейчас ее имя
— синоним дурного вкуса. Тут бы Триеру, попинав
конкурента, и остановиться, но он попытался объяснить шутку и
похоронил себя. "Когда я встретил эту женщину, я понял Гитлера. Я
думаю, он делал плохие штуки, бесспорно, но я представляю его последние
часы в бункере. И немного ему симпатизирую. Нет, я не против евреев, я
даже не против Сюзанны Бир. Я за евреев. Хотя Израиль,
конечно, заноза в жопе..." Журналисты зашумели и обступили Триера, а
организаторы фестиваля потребовали извинения. "Я не нацист, не расист,
не антисемит," — троекратно извинился Триер, и это действительно
так: режиссер известен левыми убеждениями. Теперь Триер не получит "Золотой пальмовой ветви"64-й Каннский фестиваль начался 11 мая, и
его уже успели назвать одним из лучших в истории —
буквально все действующие европейские мэтры привезли свои новые
картины. Новый фильм Ларса фон Триера "Меланхолия" считался фаворитом фестиваля. "Это
прекрасное кино — с мыслями, образами, высоким мастерством и
ранимой душой черного романтика. Кино про то, как из жизни уходит
радость," — рассказал знаменитый критик
Андрей Плахов, побывавший на фестивале. Пресс-конференция после показа должна была стать триумфом Триера. Но
из-за скандала с политическим оттенком у режиссера не осталось шансов,
каннское жюри плохо понимает шутки. Просвещенная Европа вообще
болезненно реагирует на антисемитизм, даже мнимый. Вспомним историю
модельера Джона Гальяно: он поссорился в кафе с еврейской парой и
пожелал ей "сгореть в газовых камерах". Его тут же уволили из модного
дома "Кристиан Диор", теперь модельера ждет суд. К провокациям и выходкам Триера пора бы уже привыкнуть. Это
образ его жизни. Ларс фон Триер прославился как
автор манифеста "Догма 95" — это проект
кинематографа, независимого от власти продюсеров и диктатуры
буржуазных вкусов. Кино нужно снимать на любительскую камеру, без
использования спецэффектов и декораций, без лжи
и "красивостей". "Моя высшая цель — выжать правду из
моих персонажей и обстоятельств. Клянусь исполнять эти правила всеми
доступными средствами", писал режиссер. В этой стилистике сняты
фильмы "Рассекая волны"(1996) и "Идиоты"(1997). Но гений нарушает свои же законы: сейчас Триер снимает фильмы со спецэффектами и
участием голливудских звезд. Фильм "Танцующая в темноте" (2000) с
певицей с Бьорк в главной роли получил главный каннский приз, в
"Антихристе" (2009) снялись Уиллем Дефо и Шарлотта Гейнсборо, а в
"Меланхолии" (2011) Шарлотта Рэмплинг и Кирстен Данст. Датский провокатор боится летать в самолетах и постоянно лечится от депрессии. Представление о его характере лучше всего передает этот диалог с журналистом. — Вы что, считаете себя величайшим режиссером современности? — Я думаю, все так считают, только боятся в этом признаться.
|