Худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт уверен: если дать молодым актерам максимальную свободу для творчества, многие из них превратятся в драматургов, а то и в самых настоящих режиссеров. Для этого у него есть все основания. Молодое актерское поколение «Сатиры» славится умением придумывать тексты для капустников и даже сочинять музыку. К тому же есть место, где можно показывать любые самостоятельные работы, – «Чердак сатиры». Так называется театральный зал, расположенный наверху, под самой крышей. В нем 150 мест и большая сцена со своей машинерией, которую раньше использовали как репетиционную площадку. Сейчас на «Чердаке» идет всего несколько спектаклей.
Николаев стал первым актером-режиссером-драматургом, решившимся вынести свои опыты на публику. Его пьеса разительно отличается от образцов модных сейчас новой драмы или документального театра. Ее герои не разговаривают матом и вообще не имеют отношения к группам риска или бомжам, вдохновляющим большинство современных авторов. Это молодые люди за 30, занимающиеся творческими профессиями и явно знакомые автору не понаслышке. В его пьесе интересная завязка: к девушке-гримеру, работающей на киностудии, поздно вечером приезжает дублер артиста Ведунова, чтобы подобрать подходящий грим. Он допивает чай из ее стакана, и случается неожиданная вещь: дублер начинает читать мысли гримерши. Он не просто знает, где лежат вещи Веры (так зовут девушку), но и может рассказать о ее жизни. Вскоре выясняется, что от дублера актера Ведунова (его играет Станислав Николаев) ушла жена. Чтобы понять, почему это произошло, он хочет еще раз проиграть ситуацию супружеской ссоры и просит Веру сыграть вместе с ним. А дальше зрителей ждет неожиданный сюжетный поворот, рассказывать о котором – занятие такое же бессмысленное и бесполезное, как пересказывать сюжет какого-нибудь детективного романа.
Главная тема пьесы, конечно же, любовь. С ней связано все, от сюжета до названия. Но есть еще одна не менее важная тема – театр в театре, точнее, театр на киностудии в декорациях фильма. Вера (балерина Большого театра Анна Нахапетова) идеально вписывается в эту модель. Дочь кинорежиссера Родиона Нахапетова и актрисы Веры Глаголевой впервые играет в театральном спектакле, но ей помогает танцевальный и небольшой кинематографический опыт.
Ее героиня в начале спектакля танцует на пуантах и по ходу действия то и дело проделывает всякие балетные па. Дублер Ведунова, в отличие от нее, гораздо свободнее чувствует себя в жанре современного танца. А два других участника спектакля – влюбленный в Веру охранник (Павел Мисаилов) и актер Ведунов (Дмитрий Позинин) танцевать вообще не умеют, но зато украшают себя бутафорскими ангельскими крылышками и исполняют соло на трубе и других музыкальных инструментах.
На сцене минимум декораций, и актерам буквально не за что спрятаться. Им остается только одно: быть предельно искренними. С этой задачей справляются практически все. Только глядя на дублера Ведунова – Николаева, чувствуешь, что он не просто играет, а попутно, как режиссер спектакля, старается «проконтролировать» своих партнеров.
Александр Ширвиндт, художественный руководитель Театра сатиры: «На сцене "Чердака Сатиры" актера видно практически крупным планом»
- Я все время говорю нашим талантам: «Давайте, инициируейтесь! Делайте что-нибудь! Проявите инициативу!» Ведь здесь можно поставить все что угодно». На сцене "Чердака Сатиры" актера видно практически крупным планом, да и для оформления не нужно особых бюджетных средств. Сейчас мы играем на «Чердаке» три названия, но этого мало.
- Кто первым откликнулся на призыв?
- Мой любимый ученик Стасик Николаев. Я ему дал возможность порепетировать на «Чердаке», и у него получился, на мой взгляд, необычный, странный, и очень самобытный спектакль.
- Много лет назад вы придумали фразу «театр – это террариум единомышленников». Вы бы сейчас ее повторили?
- А как же? Театр ведь никуда не делся. Просто единомыслие стало более подозрительным.