На пресс-конференции, посвящённой официальному открытию модного форума «EKATERINBURG FASHION WEEK» обсуждались проблемы взаимодействия власти и дизайнеров, отсутствие инвестиций в эту отрасль и трудности сбыта дизайнерской одежды.
—Как известно, «Департамент моды» был создан для того, чтобы отстаивать интересы дизайнеров и давать им возможность развивать свой модный бизнес. Взяв на себя организацию такого крупного мероприятия, как Неделя моды, какие задачи решает «Департамент моды» для дизайнеров в рамках этого мероприятия? Константин Томилов, президент некоммерческого партнерства «Департамент моды»: Основная идея создания проекта «Екатеринбург Fashion Week» некоммерческим партнёрством «Департамент моды» заключается в том, чтобы создать максимально комфортные и конструктивные условия для сотрудничества дизайнеров, создающих коллекции одежды, с представителями торговли и с представителями средств массовой информации. Чем больше будет взаимодействие этих трёх структур, которые являются неотъемлемыми составными частями цивилизованной индустрии моды, тем более масштабно и ярко будет представлен дизайнерский продукт вообще в России и будет максимально конкурентоспособен с любым импортным товаром.
—Дизайнеры оплачивают своё участие в Неделе моды? Людмила Кокорева, член Союза Дизайнеров и Союза Художников России, завкафедрой дизайна одежды в УрГАХА: Оплачивают. Константин Томилов: Основными идейными инициаторами и вдохновителями проекта были дизайнеры — члены некоммерческого партнёрства «Департамент моды». При нашем креативном участии была создана идея, были разработаны специальные программы. И, конечно, ни одно подобное мероприятие не обходится без финансирования со стороны самих дизайнеров и дизайн-студий, которые участвуют в этом проекте. Люди, которые участвуют в таких проектах, имеют цель прорекламировать себя, завести новые контакты для сотрудничества. И в новом проекте немаловажная доля – участие в шоу-руме. Мы делаем шоу-румы все три дня и после проекта в одном из бутиков нашего города будут представлены лучшие образцы из многих коллекций. Члены «Департамента моды» платят за участие в Неделе порядка 15 тыс. руб., остальные желающие немногим больше —20 тыс. рублей.
—Много вопросов задавалось о том, как взаимодействует власть и дизайнеры, работающие в Екатеринбурге. Вопрос адресован Надежде Шестаковой. Каким образом можно построить конструктивное сотрудничество между дизайнерами и властью? Надежда Шестакова, заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области: Министерство поддержало этот проект, потому что его задачи соотносятся с теми, которые сегодня ставятся губернатором и правительством Свердловской области, и, более того, реализуются в рамках этого проекта. Сегодня нашей задачей в изменившихся экономических условиях является продвижение продукции отечественных производителей. Во время Недели моды будет продемонстрирована одежда многих дизайнеров. Наша задача — представить эту продукцию в наших предприятиях торговли под марками наших дизайнеров. Если в сфере продовольственной торговли этот вопрос решается достаточно просто, потому что есть серьёзные предприятия пищевой перерабатывающей промышленности, то по рынку непродовольственной торговли, вы знаете, что мы очень много ввозим на территорию Свердловской области. Особенно в группе «одежда». Поэтому мы очень надеемся, что вот такие проекты помогут представить наших дизайнеров и их продукцию более полно в наших объектах торговли на территории Свердловской области.
—Как вы оцениваете состояние рынка услуг в сфере изготовления одежды? Чего в этом рынке не достаёт и как сформировать у потребителей позитивное отношение к продукции местных производителей? Максим Афанасьев, председатель комитета по организации бытового обслуживания Екатеринбурга: На сегодняшний день рынок в городе Екатеринбурге и Свердловской области именно по индивидуальному пошиву одежды практически сформирован. И единственная задача, которую не удалось на сегодняшний день нашим дизайнерам решить, это, как уже было обозначено, взаимодействие с нашими предприятиями торговли. То есть дизайнеры могут шить модную одежду, но они не умеют её продавать. Поэтому в решении этого вопроса основная задача, которую видим мы и власти города Екатеринбурга — это максимальное взаимодействие наших дизайнеров и руководителей предприятий торговли. Чем больше будет налажено это взаимодействие, тем больше будет контрактов на территории города Екатеринбурга. И наши дизайнеры получат возможность продавать свою продукцию, которая, безусловно, очень высокого качества. Она фактически сопоставима с лучшими марками и брендами, представленными европейскими дизайнерами. Они практически не отличаются по своему качеству и характеристикам. То есть основная задача — это формирование взаимодействия, взаимосвязи между производителями и рынком сбыта. Надежда Шестакова: Сегодня в городе реализуется акции «Выбирай наше — местное» — вы, наверно, слышали о ней очень многое. Она в большей степени соотнесена на рынок продовольственных товаров. Но вместе с тем хочу сказать, что у нас есть представители бизнеса, которые занимаются производством непродовольственных товаров, в частности мебельщики, которые вышли к нам с предложением участвовать в этой акции. Поэтому если наши дизайнеры выйдут с предложением по участию в этой акции к Министерству торговли, мы их поддержим.
—Так в чём проблема сбыта дизайнерской одежды? Константин Томилов: Буквально недавно состоялся круглый стол как раз по этой проблематике — о перспективах продвижения продукции российских дизайнеров на российском рынке. Одна из основных проблем – это, конечно, отсутствие сильных, мощных налаженных связей между представителями торговли и производителями, в частности дизайнерами и дизайн-студиями. Здесь есть ряд аспектов, по которым пока не получается плотно сотрудничать. Это создание малой партии одежды. Коллекции создаются, как правило, в эксклюзивных маленьких тиражах. Торговля нуждается в большем количестве, в размерных рядах. Как правило, одна модель востребована в разных цветовых решениях. Необходимо использование разных материалов. Здесь как раз такой основной момент, по которому не получается продуктивно работать. Так же существует проблема отсутствия инвестиций в эту отрасль. Нужен первоначальный капитал, чтобы дизайнер мог создать большую партию своей одежды и поместить её в торговле. Вот такой ряд проблем на сегодня есть в этой сфере.
—Все проблемы, которые сегодня поднимаются в связи модельеров и магазинов, обсуждаются из года в год, из Недели в Неделю. Проблемы обозначены чётко. Может, уже надо начинать делать что-то конкретно? Константин Гайдай, дизайнер (Москва): Знаете, на самом деле это правительственная проблема. Реально. Эти проблемы, которые из года в год действительно остаются. Но в связи с тем, что правительством, лёгкой промышленностью составлен какой-то непонятный план и это никому не интересно, у нас ситуация не меняется уже много лет.
—Как до правительства достучаться-то тогда? Константин Гайдай: Ну вот не знаю я, как это сделать! Знал бы, так уже, наверно, достучался. Есть пример бразильского рынка, когда правительством субсидируются дизайнерские проекты, Неделя моды в Сан-Паулу. К этому действительно привлекается всё на правительственном уровне. Те же самые байеры, дизайнеры со всего мира. Дизайнеры получают огромные субсидии от правительства на продвижение своего малого бизнеса. То есть это всё действительно поддерживается и имеет своё развитие. Надежда Шестакова: Мы не так развиваемся, как Бразилия в части развития лёгкой промышленности. Проблема действительно есть. Сегодня нет такого отраслевого министерства, как было в СССР. Создание коллекции – начальная стадия. Потом она должна быть внедрена в промышленное производство, и потом поступить в торговлю. Торговле сегодня нужен полный размерный ряд, в разных расцветках это всё должно быть отшито, чтобы мы могли в полном ассортименте представить это нашему покупателю. Пока, к сожалению, вот эта длинная цепочка не работает. Наша лёгкая промышленность на территории Свердловской области, к сожалению, пока в полном объёме, как это было раньше, не работает. Здесь сейчас задача Министерства промышленности. На начальном этапе надо разработать программу по развитию лёгкой промышленности на какую-то среднесрочную перспективу. Исходя из этого, можно будет формировать какие-то планы, в том числе и выстраивать вот эту цепочку. Пока программы нет. Была только инициатива в рамках принятой программы развития коопераций в Свердловской области. Насколько я знаю, министерство на эту тему работает. Людмила Кокорева: Мы заботимся о качестве продукции, но продвигать её мы уже сами не можем. У нас ребята бутик открыли, чтобы самим же и продвигать коллекции. Но вопрос — кто будет покупать, если у них нет денег, если люди не социализированы, если они не задействованы в производстве? Понимаете, у нас очень много вопросов к нашему правительству.
—В рамках этой Недели моды появилось новое направление, новый проект «Зелёная волна». Что за проект, кто его участники? Людмила Кокорева: Одной из задач «Департамента моды» является формирование среды и вовлечения в неё как можно большего количества желающих этим заниматься. Наша кафедра и многие вузы города выпускают большое количество дизайнеров. В рамках проекта «Зелёная волна» будут представлены четыре коллекции выпускников этого года. Мы сочли их вещи интересными. У них было пять моделей, они дополнили коллекцию до десяти. Пока коллекции маленькие, но в каждой заложена какая-то интересная идея. Поэтому мы решили представить их на суд зрителей. Мы бы хотели, чтобы ими заинтересовались байеры. Потому что поставлять для торговли и маленькие серии, штучные оригинальные изделия – это тоже наша задача. Это интересная акция. Я думаю, мы будем её продолжать. Потому что мы хотим, чтобы новые дизайнеры пополнили ряды нашего общества.
—Марина, вы участвуете в Неделях моды не первый раз. Хотелось бы узнать, что нового вы приготовили и чего ждёте от этой Недели моды? Марина Мордухова, дизайнер (Екатеринбург): Коллекция зимняя. Включает в себя меховую одежду, головные уборы, аксессуары. Я всегда приветствую такие показы и такие шоу. Потому что каждый модельер может вариться в собственном соку, но какой-то отчёт и результат должен быть. Неважно, молодой модельер или со стажем. Показ на Неделе моды – это не только привлечение новых клиентов. Это и отчёт перед своими старыми клиентами – просто сделать людям приятное, показать красивое шоу.
—Константин, что вы к нам привезли, чем будите удивлять? Константин Гайдай: Не знаю, удивит ли коллекция зрителей. Коллекция не имеет названия. Она имеет лишь цифру сезона — это «весна-лето 2011». Честно скажу, это не полностью готовая коллекция, потому что аксессуары ещё дошиваются. Главный костяк, главная база коллекции привезена в Екатеринбург и вы первыми сможете увидеть эту коллекцию, раньше Москвы. В Москве показ произойдёт только через месяц.
—На что надо обратить внимание, чтобы удержаться на этом рынке и добиться успеха? Константин Гайдай: Надо на самом деле не задаваться, а работать. Налаживать связи, в частности с регионами. Страна у нас большая и потребление, естественно, у нас активное. Огромное количество проблем связано с доверием к отечественному продукту. Люди покупают подделки на «Dolce&Gabbana», нежели действительно качественные отечественные продукты. Так уж получилось на нашем веку — придётся заново приучать потребителя к какому-то российскому продукту.
|