В симфоническом перформансе «Реквием», который покажут 3 и 4 мая в МХТ имени Чехова, задействованы оркестр, два хора, Олег Табаков, Даниэль Ольбрыхский и светящиеся арт-объекты. В нем звучат молитвы и письма солдат. Именно так автор идеи и режиссер Кирилл Серебренников вспоминает о войне, заявляя, что многие подходят к празднику Победы абсолютно формально.
Такого столичные зрители еще не видели, хотя бы потому, что симфонические перформансы, а именно так обозначен жанр «Реквиема», в Москве сейчас просто-напросто не показывают. Кирилл Серебренников — практически единственный в России режиссер, который владеет этим жанром (он поставил уже пять или шесть перформансов, в том числе «Жанна д'Арк на костре» с участием Фанни Ардан и Национального филармонического оркестра). Закономерно, что он — автор идеи «Реквиема», посвященного 65-летию окончания Второй мировой войны, и сейчас репетирует этот проект.
Сам реквием исполняют Российский национальный оркестр Михаила Плетнева, хор «Мастера хорового пения» и солисты, а дирижирует ими самый прогрессивный на сегодня дирижер, соавтор Дмитрия Чернякова по «Воццеку» Теодор Курентзис. Для создателей проекта «Реквием» — не просто возможность осуществить некую затею к юбилейной дате, чем сейчас увлечены слишком многие.
«У нас возник внутренний импульс, потребность высказаться. Впечатление такое, что у всех уже заготовлены для этой даты плакаты, лозунги, стихи, заголовки в газетах, подходящие по случаю кинокадры. Их приготовили, как гирлянды на Новый год. Мне кажется, что это абсолютный формализм. Мы посвящаем наш „Реквием" не только памяти людей, погибших во Второй мировой войне, он посвящен памяти тех, кого убила и убивает война»,— сказал GZT.RU Кирилл Серебренников.
Представление на живую нитку
Перформанс отличается от спектакля тем, что его участники собираются и начинают репетировать всего за несколько дней до представления. Только режиссер перформанса понимает, что должно происходить на сцене, но далеко не все получается так, как задумано. Хотя что-то может выйти даже лучше, живее и естественнее. Действие на сцене как будто сшито на живую нитку. Именно эта живость и спонтанность поражают зрителей и запоминаются надолго, иногда на всю жизнь.
Поэтому о том, что увидят зрители на сцене МХТ, практически ничего не известно. Ведь репетиции «Реквиема» на большой сцене МХАТ начинаются только сегодня, и участники этого проекта еще съезжаются. Артисты, участвующие в «Реквиеме», прилетят из разных стран. Среди них Даниэль Ольбрыхский из Польши, немка Ханна Шигулла. Россию в проекте представляют Олег Табаков, Алла Демидова, Владимир Епифанцев и еще несколько актеров.
Муза Фассбиндера Ханна Шигулла примет участие в "Реквиеме" МХТ вместе с другими иностранными актерами.
Известно, что на сцене будут видеопроекции, будут уникальные светящиеся объекты художников molitor&kuzmin (Урсулы Молитор и Владимира Кузьмина). Но какая картина сложилась из музыки, актерской игры, света и цвета, можно будет сказать только после окончания «Реквиема». Кстати, не исключено, что представления 3 и 4 мая будут отличаться друг от друга.
Музыкальный ребус
Гораздо яснее — устройство музыкальной составляющей перформанса. Музыку «Реквиема» по заказу Кирилла Серебренникова написал композитор Алексей Сюмак, чьи сочинения регулярно звучат на ведущих европейских фестивалях современной музыки. Его опера «Станция», прозвучавшая на фестивале «Территория» в 2008 г., запомнилась слушателям не только из-за либретто, написанного на основе sms-сообщений, но и из-за неординарных музыкальных идей.
Режиссер Кирилл Серебренников, дирижер Теодор Курентзис и композитор Алексей Сюмак не в первый раз работают вместе.
Источник:
Сайт Теодора Курентзиса
Партитура «Реквиема» напоминает текст в Сети, насыщенный массой гиперссылок. Хор разделится на две группы, которые на одну и ту же музыку будут одновременно исполнять абсолютно разные тексты. Один хор споет канонический текст реквиема — католической заупокойной мессы. Другой исполнит текст, составленный из настоящих писем солдат с фронта (их нашли в архивах разных стран), текста похоронок, отрывков газетных статей, военных лозунгов разных стран и даже детских считалок.
По словам Алексея Сюмака, он и автор либретто — обрусевший греческий поэт Дмитрий Яламас — хотели противопоставить простые, понятные всем людям вещи и тексты, исходящие от представителей государственной машины.
Иногда хоры будут замолкать, иногда будут меняться ролями. Группа, которая пела реквием, будет исполнять документальные тексты, а та, что пела и читала строки писем, перейдет к молитве. Их звуки будут накладываться друг на друга. Чтобы зрители понимали, о чем идет речь, текст, который они будут то петь, то говорить, появится на двух экранах по разным концам сцены. Кроме того, всем зрителям раздадут напечатанное либретто.
Поминальная молитва
Слушая «Реквием», который длится примерно полтора часа, многие зрители уловят в его музыкальной ткани звуки арии эпохи барокко, фрагменты военных маршей или колыбельную. По словам композитора, он специально использовал принцип музыкальной стилизации, чтобы у зрителя возникло воспоминание о чем-то когда-то слышанном и далеком.
Теодор Курентзис репетирует в МХТ имени Чехова
Латинский текст заупокойной мессы появился в «Реквиеме» не случайно. «Для нас 9 мая не праздник с транспарантами и радостными возгласами,— сказал GZT.RU Алексей Сюмак.— Чему радоваться, если погибло несколько миллионов людей? Мы скорбим об утратах, которые случились в наших семьях и в семьях других людей. У этой трагедии, на мой взгляд, есть параллели с гибелью Христа, тоже пожертвовавшего собой. Поэтому лично для меня „Реквием" — это максимальное приближение к чему-то канонически обрядовому».
Композитор Алексей Сюмак написал "Реквием" по заказу Кирилла Серебренникова
Актеры буду говорить в паузах между пением хора и молитвой. Тексты, которые они собираются произносить, сейчас условно называют сonfiteor — в переводе с латыни это молитва перед исповедью. Это будут размышления о войне, рассказы о связанном с ней и пережитом опыте. Некоторые актеры, например, Хана Шигулла, написали их сами.
Под крылом МХТ имени Чехова
«Реквием» будут играть на основной сцене МХТ имени Чехова не просто потому, что размеры сцены и акустика театра подходят для этого проекта. МХТ значится в списке создателей проекта наравне с фестивалем «Территория», который курируют в том числе и Серебренников с Курентзисом. «Когда у меня возникла идея „Реквиема", я обсудил ее с Олегом Павловичем Табаковым, и он сказал: „Делайте этот проект и театр вам поможет",— пояснил GZT.RU Серебренников.
«Реквием» показывают не только для того, чтобы вспомнить усопших. Он должен облегчить жизнь выжившим — на средства, собранные от продажи билетов, приобретут медицинское оборудование для Московского дома ветеранов.