Впервые за последние сто лет русский балет отдали в руки иностранца. Труппу Михайловского театра с 1 января 2011 года возглавит Начо Дуато - активно действующий хореограф и культовый герой современной балетной истории в одном лице.
Михайловский театр только что вернулся из Лондона, где презентовал работу последних сезонов. Самые въедливые в мире английские критики благодушно констатировали: правильной дорогой идете, товарищи! Театр после унылого двадцатилетнего застоя и чреды бесконечных рокировок, последовавших за приходом на пост директора Владимира Кехмана, выглядел наконец стабилизировавшимся и нашедшим собственную нишу - респектабельного предприятия, который рассчитан на массовую публику, но регулярно привлекает внимание знатоков балета раритетными премьерами и заезжими звездами.
Новый шаг Кехмана обнаружил, что для его самолюбия зарабатывать на туристах - цель слишком мелкая. Западных хореографов приглашали ставить и до него - еще Майя Плисецкая вытребовала себе сначала кубинца Альберто Алонсо, подарившего ей "Кармен-сюиту", а потом - бывшего в расцвете сил Ролана Пети. Да и сам Михайловский давно объявил, что следующий сезон открывает постановкой англичанина Алистера Мариотта. Но Кехман оказался первым, кто отваживается открыть варягу не узкую щелочку для короткого эксперимента, а широко распахивает двери театра.
На пресс-конференции, где презентовали нового художественного руководителя балета Михайловского, Начо Дуато с энтузиазмом говорил о "больших надеждах", "огромной энергии", с которыми он приступает к работе в новой должности, оставляя за спиной двадцать лет руководства Национальным театром танца Испании. Однако присутствовавший на пресс-конференции Никита Долгушин, живая легенда академического Михайловского театра, на дифирамб Дуато по поводу классического танца наставительно заметил, что хореографу придется выучить русский язык. "Я выучу русский. А вы выучите испанский", - пообещал мэтру новый худрук.
Ставка сделана на современные спектакли, а это невозможно без создания новой театральной модели. Пока что создать ее не удалось Большому с Мариинским, да и в мире она реально функционирует лишь в Opera National de Paris. Дуато благодушно не намерен в ближайшем сезоне увольнять никого из артистов Михайловского, он также предполагает сохранить весь богатый классический репертуар. Но сможет ли небольшая по численности компания, обладающая к тому же составом артистов с далеко не элитной подготовкой, в режиме репертуарного театра несколько раз в неделю переключаться с пуантов на модерн? Каково будет соотношение старого и нового? Где театр будет брать кадры?
Первым событием нового правления обещает стать грандиозный фестиваль современного танца, который пройдет с 14 по 27 марта и откроется премьерой балетов Дуато. Господин Кехман декларирует: "Все думали, что мне нужно его имя, но мне нужно его сердце". До этого его кадровая политика выглядела беспощадным тасованием колоды. И в этот раз он объявил о своем новом фаворите, даже не простившись со старым, - Михаил Мессерер, придавший буквально за год довольно посредственной труппе элитный шарм, подписывал контракт до 2011 года. Теперь оправдать эти метания может только новый уровень результатов.
|