7 июля в российский кинопрокат вышел фильм датского режиссера Ларса фон Триера "Меланхолия". Премьера картины состоялась несколькими днями ранее на 33-м Московском международном кинофестивале (АУДИО)
И, конечно, на премьере зал был переполнен, ажиотаж разыгрался невероятный. Ведь у всех, кто интересуется кино, в памяти еще не остыли воспоминания о скандале на Каннском кинофестивале, который сопутствовал демонстрации этой новой работы Ларса фон Триера. На пресс-конференции, сопровождавшей премьеру во Франции, режиссер заявил о своих симпатиях к Гитлеру, и организаторы фестиваля отреагировали на это очень жестко: объявили фон Триера персоной нон грата, а некоторые страны принципиально отказались от проката фильма "Меланхолия". Россия этого не сделала, впрочем, как и американцы – мировые чемпионы политкорректности, замечает кинокритик Антон Долин, обозреватель радио ВЕСТИ-FM. В интервью "Голосу России" он подчеркивает: "Недаром Роберт Де Ниро, возглавлявший жюри в Каннах, отдал приз "За лучшую женскую роль" актрисе, сыгравшей в "Меланхолии". Если бы он считал, что фильм отражает нацистские взгляды фон Триера, вряд ли даже самая маленькая награда могла бы достаться фильму".
"Это, безусловно, личное высказывание, - характеризует новую работу фон Триера Антон Долин. - Этот фильм, как и предыдущий "Антихрист", в наибольшей степени можно назвать если не автобиографичным, то говорящим о себе, зеркальным. Напомню, что "Антихрист" был посвящен картине выдающегося российского мастера Андрея Тарковского "Зеркало" – это тоже фильм о себе, фильм о художнике. В "Меланхолии" прямого посвящения Тарковскому нет, тем не менее мотивы его фильмов "Жертвоприношение", "Солярис" угадываются безошибочно. Есть и прямые цитаты. Это фильм о себе еще и потому, что главная героиня страдает от депрессии. Сам фон Триер пережил тяжелую форму депрессии: когда работал над "Антихристом", он лежал в лечебнице несколько месяцев, и этот опыт он отразил здесь. Кроме того, это фильм о вещах, важных для любого человека, потому что в сущности это фильм о жизни и о смерти".
Ларс фон Триер в "Меланхолии" противопоставляет два характера, два мировоззрения. Это сестры Жюстин и Клер. У Клер любимый муж и ребенок, семья живет дружно, воплощая некий образ "нормальности". Жюстин, напротив, личность депрессивная, которая срывает собственную свадьбу, ей отвратительны фальшивые ритуалы, не отражающие реальных чувств людей друг к другу. Вся эта драма развивается в последние мгновения жизни нашей планеты: к Земле несется планета Меланхолия, чтобы ее уничтожить. "Нормальная" Клер в этой ситуации начинает сходить с ума от беспокойства и страха. А меланхоличка Жюстин обретает вдруг невероятную стойкость духа.
"В фильме показано несколько версий существования человека, - считает кинокритик Антон Долин. - Одни люди существуют в семье, в ее контексте, и для них это единственное утешение в жизни. Другие, наоборот, к этому не приспособлены. Их удел, предназначенный судьбой, - одиночество. У каждого свой путь. Фон Триер, конечно, решает какие-то моральные проблемы, но он ни в коем случае не назидателен. Фильм исследует глобальные проблемы на нарочито мизерном материале, это почти театральная пьеса, которая в то же время является космическим спектаклем о конце света. Это, конечно, очень интересно! Кроме того, фон Триер - мастер блестящих финалов. Достаточно вспомнить финалы его фильмов "Догвилль", "Танцующая в темноте" или "Рассекая волны". Каждый не просто очень ярок, он еще и концептуален, в нем заложена глубокая мысль. И то же самое можно сказать о "Меланхолии". Последние 3-4 минуты этого фильма достойны того, чтобы войти навсегда в историю кинематографа".
"Вид надвигающейся планеты Меланхолия – такой красивой и похожей на Землю, какой ее можно увидеть из космоса, – завораживает. Она становится все больше и больше, заполняет собой все небо, будто бы смотрит на героев в последний раз перед тем, как Земля перестанет существовать". Так описал финал "Меланхолии" в своем интернет-блоге один из первых российских зрителей, который досмотрел картину на премьере до конца. Четверть зала не выдержала испытания искусством Ларса фон Триера и покинула сеанс задолго до окончания ленты, длящейся два с лишним часа.
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!