История Сабантуя такая же древняя, как и история татарского народа.
По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю
историю. Так еще в 921 году его описал в своих трудах знаменитый
исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано
с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и
солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним
праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ
(сабан — "весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда
древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального
вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания
Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует
толковать именно как "свадьбу” ("бракосочетание”).
Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с
кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное
значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки ("ат
чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией
языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего
цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского,
марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило
взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у
других народов Поволжья.
В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим
жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к
продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.
Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора
подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли
"бирне жыючы”, "солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией
праздника. Сабантуйные дары – вышитые белые полотенца, платки, яйца и,
наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали
повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту
последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.
Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных
элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции
обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят
многие виды исторических источников (письменные, археологические,
этнографические и др.). В период существования Казанского ханства
Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.
С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием
и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий,
спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской
Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не
противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры
по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним
ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части
календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама
изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник
Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став
праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14
февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал
проводиться как праздник встречи весны.
С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко
дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго
татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские
корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского
народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические
упражнения.
С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных
республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как
историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов
народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.
В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли
посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов
Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.
Несмотря на то, что Сабантуй – исконный татарский национальный
народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других
национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики
Татарстан, а также за ее пределами – местах компактного проживания
татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине,
Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является
концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и
ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он
впитывал в себя элементы иных этнокультур.
Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может
послужить базой для инициации нового вида международных праздников,
наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской
письменности и культуры в Болгарии.