Ей никогда не приходилось скрывать свой возраст, потому что время
над ней не властно. Она по-прежнему в прекрасной физической форме,
обворожительна, элегантна и стройна. И по традиции отметит юбилей целой
чередой торжеств, которые начнутся в Париже, что
«перекрестному» Году России-Франции, без сомнения, добавит
одно из знаковых событий.«Париж
- мой город, - восклицает Плисецкая. - Стоит только произнести это
слово, как у меня сердце замирает». Вечер во французской столице
запланирован на 6 декабря. Тогда в Театре на Елисейских Полях состоится
концерт звезд мирового балета. Его постановщиком выступил известный
танцовщик и хореограф Андрис Лиепа. Он же стал режиссером следующего
балетного дивертисмента в честь Плисецкой - гала-представления
«Аве Майя», которое, спустя неделю - 14 декабря, пройдет на
сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в
Москве. Майя Михайловна не скрывает, что у нее несколько
«домов»: один - в Мюнхене, где работает ее муж, композитор
Родион Щедрин, другой - в Литве, где у них дача, но все же главным
«домом» она считает Москву. В этом городе она родилась,
здесь стала балериной, прославившейся на весь мир. С улыбкой
вспоминает она свой артистический дебют, когда, будучи 3-летней
девочкой, вытянувшись на носочках, вдохновенно танцевала на одном из
московских бульваров под уличный репродуктор вальс из балета
«Коппелия» на виду у многочисленной толпы. Путь в
искусство ей был определен с детства. Ее мама была звездой немого кино.
Дядя и тетя Асаф и Суламифь Мессерер - танцовщиками Большого театра.
Еще одна тетя - Елизавета - играла в Театре имени Ермоловой, а дядя
Азарий был выдающимся актером Художественного театра. «Я
мечтала о драме, а вовсе не о балете, - неожиданно заявляет Плисецкая.
- Но в 8 лет меня отдали в Московское хореографическое училище».
«Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за
физических данных - «непродавленная коленка и подъем
средненький», - критически замечает великая артистка. И тут же
добавляет, что к тому же была «невероятной лентяйкой».
«Я
никогда не любила тренироваться, репетировать, - откровенничает Майя
Михайловна. - Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в
итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три
раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были
неизмученные ноги».
Она танцевала практически 60 лет. И
почти 50 из них - на сцене Большого театра, в труппу которого была
принята в 1943 году, сразу после окончания Московского
хореографического училища. Плисецкая стала легендой и символом Большого
театра, как и «Лебединое озеро», которое, по ее собственным
подсчетам, она исполнила более 800 раз. Она танцевала все главные
партии в классическом репертуаре: страстную Зарему, поэтичную Аврору,
огневую и задорную Китри, романтическую Джульетту. А дальше -
крутой поворот: Плисецкая танцует «Кармен- сюиту»,
буквально сметая на своем пути устоявшиеся каноны и традиции.
Зарубежные хореографы активно поддерживают стремление русской балерины
к новизне: Ролан Пети ставит для нее «Гибель розы», а Морис
Бежар - «Болеро» и «Айседору». Но
Плисецкая не всегда находит хореографа и тогда решается на смелый шаг:
сама для себя ставит балеты, написанные мужем, композитором Родионом
Щедриным. В свете рампы друг за другом выходят на подмостки «Анна
Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Она
любила успех, цветы и овации. «Аплодисменты зрительного зала
давали мне пару дополнительных минут для передышки», - признается
Плисецкая. Коллекция ее наград обширна. Она - народная артистка
СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии,
обладательница премий «Триумф» и «Российский
Национальный Олимп», кавалер ордена «За заслуги перед
Отечеством» 3, 2 и 1 степеней, а также орденов многих стран. Ее
имя присвоено малой планете номер 4626. При этом жизнь Плисецкой
далеко не всегда была счастливой и безоблачной. Дочь репрессированных
родителей, она находилась под надзором КГБ и несколько лет вообще была
«невыездной», передает ИТАР-ТАСС. Но
и в самые трудные времена она казалась баловнем судьбы, точную
характеристику которой дал большой друг балерины, мэтр мировой моды
Пьер Карден, который сказал: «Она так талантлива и неизменно
красива! Всегда победительница, в том числе и со временем, годы
отступают перед ее жизнелюбием, энергией, смелостью и неутомимой жаждой
творчества!»
|