В «СамАрте» показали новый спектакль
Инсценировку рассказов Аверченко писал сам Цхвирава, давно и удачно сотрудничающий с «СамАртом» режиссер (из последних его премьер - «Отцы и дети» и «Валентинов день»), с весны — главреж Омского театра драмы. «СамАрт» - не первый театр, в котором Цхвирава ставит свой «Альбом» (второе название спектакля): оформление самарской постановки делал Михаил Бычков — другой известный режиссер, худрук Воронежского камерного театра, в котором тоже идет Аверченко в версии Цхвиравы. Сцена оформлена старыми фотоснимками (на занавесе — мизансцена из балета Серебряного века).
Характерные любовники
В этом фотоальбоме гротескные персонажи Аверченко в преувеличенной, напоминающей немое кино манере разыгрывают анекдотичные любовные истории — преимущественно о коварстве женщин (писали-то мужчины). Труппе «СамАрта» невероятно идет эта характерность. Аверченко играют искрометно и легко. Некоторые сумели поменяться до неузнаваемости: в даме, трясущейся в поезде, не сразу узнаешь Ольгу Агапову, в зачесанном на пробор писклявом и жалком застигнутом любовнике — Дениса Бокурадзе. А как смешон старый доктор-еврей Юрия Долгих, как прекрасны «купальщицы» Маргариты Шиловой и Ольги Агаповой! Можно перечислять и перечислять — в «СамАрте» умеют играть комедии.
Люди перестали отличаться чем-то, кроме фамилий. Когда внутри ничего своего, очень легко стать клоном соседа. Только вот любить клона нельзя
Страшно смешно
Но смотришь эти истории - о том, как пустить в дело все способы соблазнения, о том, как легко отвадить нежелательного жениха, назлословив с три короба — и вдруг становится страшно. Прав Цхвирава, когда говорит, что Аверченко сравним с ранним Чеховым. Только стремится он к Беккету. Из того, что у Чехова стало бы трагикомичным анекдотом, Аверченко выжимает всю полноту абсурда. Смысл самых серьезных жизненных ситуаций — любви, измены, даже смерти — просто исчезает. Мир мелок. Тут нет настоящих трагедий — сплошь подмены и видимости. Тут нет любви и некого любить — людей нет, один ряд функций. Муж, жена, любовник, любовница, успешный любовник, брошенная любовница...
Типовой роман
Впрочем, даже и функциям нельзя верить. Вот вроде бы благородный седеющий муж (Сергей Захаров) застал в постели жену, как и положено, с любовником (Марина Романенко с Игорем Рудаковым). И ведет себя удивительно благородно — до абсурда благородно. Почти оправдываясь за внезапное возвращение с вокзала (ну в конце концов, может человек на поезд опоздать?) и оправдывая любовников — мол, ну не стану же я жене доказывать, что я лучше и благороднее вас — ей-то виднее. Ан — только жена удалилась в новый дом, как тут же возникла любовница мужа. Все подстроено, вы еще не поняли? Благородство — тоже.
Вот в другом сюжете («Пасха на Рождество») тот же Сергей Захаров играет очередного обманутого мужа — может, того же, но пару лет спустя. Находчивости в нем не убавилось. «Христосуетесь?» - не теряет присутствия духа, застав жену — с любовником, само собой (Ольга Ламинская и Денис Бокурадзе). И всячески издевается над ними, заставляя разыгрывать пасху в рождественский мороз. Венчает анекдот история с шубой. Какая шуба на пасху? Помилуйте! Шуба останется мужу. И правда, мех надежнее жены.
Вот в третьей истории несчастная мать приходит к бывшему любовнику дочери. Дело было давно, любовник смешно пытается вспомнить ту женщину... Не вспомнит. Банальная история, стандартные фразы («Теперь вы перестанете меня уважать...»), типовой роман. В жизни любовника так было много раз. А женщина умерла, осталась дочь, якобы от него... Но начавшаяся было мелодрама тут же заканчивается. Мать просто ошиблась дверью, бывший любовник — в соседней комнате. С другой фамилией, но с такой же идиотски шаблонно прожитой жизнью.
Люди перестали отличаться чем-то, кроме фамилий. Когда внутри ничего своего, очень легко стать клоном соседа. Только вот любить клона нельзя, разве что соблазнить можно. Чувств нет, но осталась выгода. Успей хоть что-то получить от жизни, ведь бога в этом мирке тоже нет, один Рок, да и тот не античный, а так, помесь конферансье и черта из табакерки (неожиданно игривый Павел Маркелов). Он просто связывает в один сюжет эти страшно смешные анекдоты о не заслуживающих любви стандартных мужьях, женах и их любовниках.
|