РИА Новости, Ирина Саминская, Светлана Янкина.
Лауреаты и члены жюри премии "Инновации", торжественное вручение
которой состоялось в четверг вечером в Москве, уверены, что в этом году
премия оправдала и свое название, и свой статус. Одним из главных сюжетов общероссийской премии в области визуальных искусств "Инновация" в этом году стало выдвижение акции на Литейном мосту арт-группы "Война".
Исключенная, а затем возвращенная под давлением арт-сообщества в
шорт-лист группа вызвала бурные дискуссии среди профессионалов и
зрителей. За историей с "Войной" остались практически незамеченными
другие номинанты и победители, некоторые из которых по скандальности
вполне могут конкурировать с авторами "Х*й в плену у ФСБ!". Например,
один из победителей в категории "Региональный проект", художник из
Новосибирска Артем Лоскутов, так же, как члены "Войны", находится под следствием за проведение художественных акций-митингов "Монстрация". Памятник протесту Победа Лоскутова на фоне победы "Войны" стала закономерной, уверен член жюри премии "Инновация" Андрей Ерофеев. "Вчерашнее голосование - это точный выбор по всему, начиная с группы
"Война" и включая Артема Лоскутова, Арсения Жиляева, Ирину Корину и
других. Их проекты невозможно не замечать, и позиция жюри в этом году -
надвкусовая. В этом году "Инновация" выглядит очень и очень солидно,
тем более, что был собран удивительный состав в экспертном совете и
жюри", - сказал РИА Новости Ерофеев. Экспертный совет практически единодушно выдвинул "Войну" на
"Инновацию" и отстаивал ее до последнего, пока жюри премии, в которое в
этом году помимо Ерофеева вошли главный хранитель и руководитель
департамента искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, искусствовед и
куратор Екатерина Деготь, зав. сектором современного искусства Эрмитажа
Дмитрий Озерков, директор Московского музея современного искусства
Василий Церетели и арт-директор Stella Art Foundaton Владимир Левашов,
не направило письмо в оргкомитет, в котором сообщило, что голосовать
будет по первоначальному списку вместе с "Войной". На взгляд Ерофеева, действия и конечный выбор жюри этого года
продемонстрировали невероятную свободу взглядов не только в масштабах
России, но и Европы. Он в очередной раз подчеркнул значимость акции "Войны" для протестного искусства и культуры в целом. "Есть традиция искусства стрит-арта - протестного искусства по своей
природе. Невозможно представить себе стрит-арт, где было бы написано "я
люблю Обаму", или "обожаю Саркози". Вот, например, Жан Тэнгли поставил
скульптуру фаллоса перед миланским собором", - прокомментировал Ерофеев
один из самых спорных моментов - причастность к искусству акций группы
"Войны". Сам куратор и критик, автор выставки "Запретное искусство", за которую был обвинен в разжигании розни и приговорен к штрафу, Ерофеев называет произведение "Войны" памятником протесту. "Надо также отметить мужество дирекции ГЦСИ: непросто заставить
министерство поверить в то, что это произведение искусства, учитывая
его вызов и провокационность. И вроде как давать ему премию - странно.
Тем не менее, руководство ГЦСИ через это переступило и переступило
жюри", - добавил собеседник агентства. Как рассказал РИА Новости еще один член жюри
Василий Церетели, исполнительный директор ММСИ, мнения были разные, а
обсуждения - бурные. "В итоге большинством голосов проект прошел", - добавил он. На
взгляд Церетели, акция "Войны" - один из самых мощных проектов прошлого
года. "Если рассматривать эту акцию в контексте мирового искусства
граффити и стрит-арта, это наиболее интересный и уникальный по
воплощению и масштабу проект - изобразить это за такое время не так уж
просто", - считает Церетели. Как известно, художники успели изобразить фаллос до развода моста за
23 секунды. "Никакой художник такого рода такую работу не делал, все
ограничивались меньшими масштабами - поэтому наши ребята вписали себя в
историю уличного искусства таким способом", - уверен Церетели. Сто из ста Лауреат в категории "Новая генерация" художник Арсений Жиляев оценил победу "Войны" на "сто из ста". "Жюри премии - большие молодцы, они взяли на себя смелость вручить премию все-таки "Войне" ", - сказал он РИА Новости. Он в целом высоко оценил уровень премии этого года. "По тому, как выглядел шорт-лист премии, можно сказать, что она была
одной из лучших за последние годы. То, что она открывает следующее
десятилетие, - очень символично. На ней было представлено искусство
нулевых - все оно было рассуждающее, думающее и по-настоящему
инновационное", - сказал Жиляев, который помимо арт-деятельности
курирует площадку "Старт" для молодых художников на территории
"Винзавода". На его взгляд, на выставке номинантов на "Инновацию" были показаны примеры настоящих художественных инноваций. "Это суперклассно, что в "Инновации" начали принимать участие
художнические эксперименты, реально опасные и с точки зрения истории
искусства, и с точки зрения политической ситуации. В том, что такие
проекты побеждают, есть большая смелость и жюри, и художников", -
уверен Жиляев. Премия "Инновация", учрежденная Минкультуры и ГЦСИ, существует с
2005 года. В разное время ее лауреатами становились Ольга Свиблова,
Олег Кулик, Вадим Захаров, Оскар Рабин, Дмитрий Пригов, Андрей
Монастырский и другие арт-деятели. В этом году призовой фонд премии был увеличен до 1,5 миллионов
рублей, что на полмиллиона рублей больше, чем в прошлом году. 400 тысяч
рублей получает победитель в номинации "Произведение визуального
искусства", 300 тысяч - за вклад в развитие искусства, по 250 тысяч
рублей - за "Кураторский проект" и "Теорию. Критику. Искусствознание",
200 тысяч - за "Региональный проект" и 100 тысяч рублей - за "Новую
генерацию". Кроме "Войны", Лоскутова и Жиляева, в числе победителей этого года -
Юрий Аввакумов с кураторским проектом "День открытых дверей", Антонио
Джеуза с трехтомным исследованием "История российского видеоарта", Анна
Желудь с инсталляцией "Продолжение осмотра". Жиляев также получил
спецприз Stella Art Foundation, посольство Франции поощрило Максима
Свищева, Алиса Прудникова и Ирина Корина получили премии фонда U-Art.
|