31 первого марта исполняется 130 лет патриарху отечественной детской литературы - Корнею Ивановичу Чуковскому. К своему творчеству Корней Иванович Чуковский всегда относился в меру критично. "Никогда я не считал себя талантливым. О своем писательстве я невысокого мнения, но я грамотен и работящ", - говорил писатель. Со дня появления на свет "Мойдодыра" и "Мухи-Цокотухи" прошло почти девяносто лет. Со дня смерти Корнея Ивановича - 130. И по-прежнему в каждой семье наступает момент, когда папа садится на край кровати к сыну и, характерно растягивая слова, начинает декламировать угрожающим басом: "Таракан-таракан-тараканище...". Иного подтверждения тому, что Чуковский - это больше, чем просто грамотность и работоспособность, не нужно.
Незаконнорожденный Корнейчуков Корней Иванович Чуковский - имя выдуманное. Но и ненастоящим его назвать нельзя - после революции урожденный Николай Васильевич Корнейчуков официально превратится в Корнея. Причина метаморфозы кроется в биографии будущего писателя. Маленький Коля, появившийся на свет в 1882 году в Санкт-Петербурге, был незаконнорожденным. Его отец - Эммануил Соломонович Левенсон, - несмотря на всю любовь к своей служанке Екатерине Корнейчуковой, так и не смог на ней жениться. Появившихся на свет детей, - старшую дочь Марию и младшего Колю, - Екатерина записала на свою фамилию. Труднее было Ярмо незаконнорожденного легло на плечи будущего писателя, отравив его детские годы. В Одессе, куда семья переехала вскоре после рождения Николая, мальчика исключили из пятого класса гимназии по причине низкого происхождения. Но, несмотря на это, образование Николай Корнейчуков все же получил. Мальчик проявил упорство, необыкновенное даже для взрослого человека, он продолжил заниматься самостоятельно, сдал экзамены и получил аттестат зрелости. Трудно вообразить, что философ литературы, переводчик, литературовед и вообще человек энциклопедических знаний Корней Чуковский "гимназиев не кончал". Журналистика и революция В 1901 году Чуковский стал корреспондентом газеты "Одесские новости". Он писал статьи на самые разные темы, от философии до фельетонов, и даже был послан в командировку в Лондон. Эта-то командировка и стала роковой точкой в краткой журналистской карьере Чуковского. Юноша так увлекся изучением английской литературы и встречами с известными писателями, - в числе которых были и Герберт Уэллс, и Артур Конан Дойл, - что корреспонденция его становилась все хуже и хуже. В конце концов, "Одесские новости" просто перестали оплачивать работу горе-журналиста.
Вернулся в Россию Чуковский в самый разгар революции 1905 года. Остаться в стороне писатель, конечно же, не смог, такова была его натура - сам о себе Чуковский говорил: "Если бы в дороге не перезнакомился со всеми людьми, да не в своем купе, а в целом вагоне, да не в одном вагоне, а в целом поезде, со всеми пассажирами, сколько их есть, да еще с машинистом, кочегаром и кондукторами в придачу, - я был бы не я". Приблизительно так писатель и поступил, попав на мятежный "Броненосец Потемкин". Там он пообщался со всеми участниками бунта - "и с машинистами, и с кочегарами". Чуковский начинает издавать в Петербурге сатирический журнал "Сигнал", где печатаются такие "тяжеловесы", как Куприн, Сологуб и Тэффи. Однако революция 1905 года закончилась, так и не начавшись, а самые активные ее сподвижники подверглись арестам. Пришли и за Корнеем Чуковским, которого обвинили в оскорблении монарха. Писатель смог избежать тюрьмы: его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, да и знакомство с литературным кругом и его знаменитыми представителями сыграло немаловажную роль. Чуковского оправдали. Это был первый и последний "революционный" эпизод его жизни. Дальше - исключительно литература. Солидный Корней Иванович Читая первые крупные работы Чуковского, трудно представить, что этот же человек спустя несколько лет будет писать, что "муха по полю пошла, муха денежку нашла". Все более чем серьезно: в 1907 году публикуются сделанные Чуковским переводы американского публициста Уолта Уитмена, которые возводят Корнея Ивановича в ранг известных критиков. Писатель громит бульварную литературу, защищает
футуристов и параллельно готовит две наиболее известные свои книги, посвященные творчеству современников - "Книга об Александре Блоке" и "Ахматова и Маяковский". Если бы Чуковский жил где-нибудь в Европе, он, несомненно, стал бы успешным критиком и никогда не написал бы ни одной сказки. Но действие разворачивалось в новообразованном Советском союзе, где почва для подобной деятельности был не самой благоприятной. Действия писателя вызывают негативную реакцию: Троцкий, к примеру, относится к Чуковскому довольно скептически, называя его "всесторонне безответственным". Писателю приходится забыть о критике: так Советский союз, погубив одну его ипостась, спас другую. В 1917 году Чуковский садится за многолетний труд о своем любимом поэте Некрасове. Работа была окончена только в 1926 году: стараниями Корнея Ивановича свет увидело первое многотомное издание стихотворений поэта. Кроме того, Чуковский работает над биографиями Чехова, Достоевского и Слепцова, а также принимает участие в редактировании многих изданий. И после всего этого случился "Крокодил". Кокошенька, Тотошенька и все остальные
О том, что у Чуковского редкий дар писать изумительные детские стихотворения - веселые, легко запоминающиеся, с четким ритмом и строгой рифмой, - стало известно еще раньше. В 1911 году издательство "Шиповник" поручило писателю составить альманах "Жар-птица". Работа была самая обыкновенная, но в альманах писатель включил свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство". И тут солидный критик, переводчик и литературовед Корней Иванович вдруг предстал в совершенно ином свете. Его сказки очень понравились Максиму Горькому. "Буревестник революции" предлагает Чуковскому написать поэму для будущего издания детского сборника. Корней Иванович хотел было отказаться, - никогда не писал детских стихотворений, - но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Мальчик внимательно слушал, а спустя несколько дней, к изумлению отца, слово в слово повторил услышанную сказку: и про Кокошеньку, и про Тотошеньку, и про доблестного Ваню Васильчикова. Так родилась знаменитая поэма "Крокодил", - а вместе с ней и детский писатель Корней Чуковский. С удивлением осознав, что его детские опусы набирают популярность куда быстрее серьезных работ, Чуковский недовольно замечает: "Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме "Мойдодыров" и "Мух-Цокотух", вообще ничего не писал".
Его популярность растет, дети, как автоматные очереди, на одном дыхании выстреливают его произведения, наизусть декламируя даже самые длинные из них. Гораздо меньший энтузиазм проявляет советская власть: можно было представить, как в двадцатых годах относились к сказочникам. Произведения для детей должны строиться строго на реальных фактах. Ну как можно писать о тараканах, если за окном идет строительство социализма?! "Я, конечно, во всякое время мог бы складывать вот такие стишки: "Весел, ласков и красив - Зайчик шел в кооператив", но этого мне не позволяет моя литературная совесть", - горько вздыхал Чуковский. У Чуковского был редкий дар - понимать детей. Корнея Ивановича обожали малыши. Дача Чуковских в Переделкино стала Меккой советской пионерии, где каждое зажигались костры, разыгрывались сценки из его книг, пелись песни под гитару. Очевидно, именно благодаря этому безоговорочному детскому обожанию Чуковский и смог избежать сталинских репрессий. Как не уходит детство Однако страшные тридцатые все же оставили свой отпечаток на жизни Чуковского. В 1931 году от болезни умирает любимая дочка Мурочка. В 1938 году расстреливают супруга его дочери Лидии, физика Матвея Бронштейна. Сам Чуковский наконец-то решает отделаться от нелюбимых детских стихов: в "Литературной газете" публикуется письмо, в котором он обещает отречься от сказок и выпустить, наконец, своего "кооперативного зайчика" - сборник "Веселая колхозия".
"Колхозия" так и не увидела свет: Чуковский занимается теорией художественного перевода, пишет мемуары и дневники, переводит на русский язык Марка Твена, Оскара Уайлда, Редьярда Киплинга. А в 1960 году затевает нечто совсем немыслимое - пересказ Библии для детей. Книга все же вышла, несмотря на антирелигиозную позицию советской власти, под названием "Вавилонская башня и другие древние легенды". Советские цензоры сделали все возможное, чтобы "легенды" не увидели свет: например, они запретили Чуковскому использовать в книге слова "Бог" и "евреи". Уже однажды придумавший имя себе, Корней Иванович просто переименовал Господа, назвав его в книге "Волшебник Яхве". Чуковский скончался в 1969 году от вирусного гепатита в "пионерской Мекке", на даче в Переделкино, где он провел последние годы своей жизни. Удивительный писатель, чьи книги издавались в Советском союзе 849 раз, а их совокупный тираж превысил 123 миллиона экземпляров, так до конца жизни и не признал, что его талантом и призванием были детские стихи. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
|