3 декабря исполняется 80 лет
классику мирового кино Жану Люку Годару. Накануне юбилея Американская
киноакадемия присудила ему "Оскара" за заслуги в кинематографе, но
мэтр, живущий затворником, отказался лететь в Лос-Анджелес за наградой.
Жан
Люк Годар вошел в историю кинематографа своим первым фильмом "На
последнем дыхании". Картина вышла на экраны полвека назад и
ознаменовала появление "новой волны" - Франсуа Трюффо, Алена Рене,
Клода Шаброля, Эрика Ромера, Луи Маля и, конечно, самого Годара. "До
того как мы захотели снимать, мы хотели увидеть, - объяснял он
концепцию "новой волны". - В кино мне кажется интересным то, что ничего
не нужно придумывать. Кино способно быть немного всем на свете. Это
живопись, которая может быть услышана как музыка".
Кино
Годара и его единомышленников стало знаковым событием. И герои, и
операторская работа, и монтаж - все несло печать необыкновенной
свежести, внутренней свободы, невероятный заряд энергии. До сих пор
некоторые кинематографисты и критики видят в Годаре гуру и считают его
едва ли не основоположником современного
кино. Американская киноакадемия отметила его заслуги в появлении таких
выдающихся режиссеров, как Бертолуччи, Скорсезе, Тарантино. "Что такое
искусство?" - задавался вопросом Луи Арагон, которого потрясли первые
фильмы "новой волны". И сам себе отвечал: "Искусство сегодня - это Жан
Люк Годар".
Франсуа Трюффо считал, что по
популярности Годар превосходил римского папу и лишь немного уступал
"Битлз". Но у него всегда было немало противников, включая Ингмара
Бергмана, считавшего его фильмы "невообразимо скучными". Со своей
стороны, Орсон Уэллс утверждал, что вся "философия" Годара уместится на
булавочной головке.
Фильмы Годара обычно сделаны
на злобу дня. Экспериментатор и бунтарь, Годар активно участвовал в
студенческом движении мая 1968 года, создал промаоистскую группировку
"Дзига Вертов". "Борьба старого и нового, - писал он в те годы, - есть
классовая борьба". И Годара не без основания обвиняли в том, что его
ленты 1970-х годов сделаны в духе агитпропа. Искусство, по его словам,
он приравнял к винтовке. Своими же главными "идейными" противниками
Годар всегда считал Голливуд, капитализм и общество потребления.
Режиссер сделал попытку осмыслить на свой лад весь мировой
кинематограф. И в течение десятилетия - с 1988 по 1998 год - создавал
философско-эстетическую фреску "История(и) кино", своего рода Евангелие
от Жана Люка.
В его фильмах снимались главные
звезды французского кино - от Жан-Поля Бельмондо, Алена Делона и Брижит
Бардо до Жерара Депардье и Изабель Юппер. И даже Брижит Бардо, казалось
бы, далекая от поисков "новой волны", считает, что свою лучшую роль она
сыграла в годаровской ленте "Презрение".
Провидец,
он еще двадцать лет назад предсказал, что рано или поздно ленты будут
мастерить на компьютере. Пессимист, он скептически относится к
европейскому кино: "Я поверю в Европу в тот день, когда по французскому
телевидению покажут плохой турецкий фильм вместо плохого
американского".
Годара всегда интересовал русский кинематограф,
включая полузабытых на Западе мастеров - Бориса Барнета и Фридриха
Эрмлера. Да и вообще он страстно увлекался всем русским - историей,
революцией, литературой, женщинами. Он предлагал руку и сердце Марине
Влади, которая играла в его фильме "Две или три вещи, которые я о ней
знаю". Получив отказ, связал себя узами брака с Анной Вяземской,
сыгравшей в его ленте "Китаянка". "Коммунизм похоронили быстро, но
вместе с ним и закопали что-то живое... Если русские хотят стать
американцами, это их проблема, - иронизировал Годар после развала
Советского Союза. - К счастью, это им не удастся. У них слишком
необъятная территория".
Творческое наследие Жана
Люка Годара, снявшего около сотни лент, неисчерпаемо и по существу
плохо известно. Его кинематограф еще предстоит по-настоящему открыть и
понять. "Почему мое имя так широко известно, ведь я так стараюсь, чтобы
оно исчезло?" - притворно недоумевает классик. Он сочинил себе эпитафию
еще в 1965 году в ленте "Альфавиль": "Тебя ждет судьба худшая, чем
смерть, ибо ты станешь мифом".