По делу о «Христе во гробе» из собрания Александра Певзнера назначено новое судебное заседание. На 14 июля 2010 года назначено судебное заседание по делу, которое длится с августа 2003 года. Напомним, что тогда ФСБ возбудила уголовное дело в отношении коллекционера Александра Певзнера, обладателя двойного гражданства России и Германии, обвинив его в контрабанде.
Картина Карла Брюллова «Христос во гробе», которая является предметом спора, была написана художником в 1840-х годах для петербургской домовой церкви Н.В. Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии, который после убийства императора Александра II эмигрировал в 1881 году в Германию. В 1930-х годах его потомки, видимо, завещали картину бельгийскому православному приходу. На большом (2х1,5 м) полотне в форме арки изображен редкий для православия, но распространенный на Западе сюжет с изображением мертвого Христа.
Техника картины необычна: тонкий холст с живописью заключен между двумя стеклами — т. н. «транспарент». Картина предназначалась для установки в окне наподобие витража, для того чтобы солнце освещало ее с внешней стороны. Для создателя эта техника была нетипичной, а вот тема, несмотря на громкую славу Брюллова-портретиста, все же достаточно часто встречается в его творчестве — в этот период он активно работал как для православных, так и для лютеранских церквей северной столицы.
Собиратель Александр Певзнер обнаружил «Христа во гробе» в одном из православных приходов Бельгии в 2002 году. Картина по предположениям местных знатоков была написана Брюлловым, но уверенности в этом не было, равно как и подписи художника. В марте 2003 года приобретя картину у церкви, Певзнер повез ее на экспертизу в Русский музей, пройдя таможню по льготному режиму временного ввоза. Эксперты петербургского музея установили авторство картины и восстановили ее провенанс, проследив до домовой церкви Адлерберга.
Состояние картины, по утверждению коллекционера, было плохим, так как в церкви случилась протечка, и «Христос во гробе» был поврежден плесенью. Певзнер собирался попросить музейщиков заняться его реставрацией.
Однако счастливому обладателю картины, действительно оказавшейся произведением Брюллова, дальше перестало везти. Через 10 дней после проведения экспертизы Управление ФСБ по Санкт-Петербургу возбудило дело дело по факту контрабанды, а через 5 месяцев ему предъявили обвинение по статье 188 УК РФ (контрабанда). На на картину был наложен арест, и она осталась на хранении в фондах Русского музея. Певзнер по мнению следователя, при ввозе картины из Бельгии в Россию внес заведомо ложные сведения в таможенную декларацию — то есть не указал авторство Брюллова (в тот момент, впрочем, ему достоверно неизвестное), что сильно снизило таможенную пошлину с заявленной стоимости картины. «Временный ввоз», понадобившийся коллекционеру, проживающему в Германии, для экспертизы в Русском музее, по мнению следствия — тоже обман.
Следствие утверждает, что обвиняемый поместил картину в Русский музей с целью последующей легализации. «Для того, чтобы легализовать картину, Певзнер договорился с гражданами России — родителями своей жены, которые от своего имени официально оформили документы на передачу якобы принадлежащей им картины на временное хранение для приобретения Русским музеем за 400 тысяч долларов», — сообщил тогда РИА Новости руководитель пресс-службы управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области. Однако сам Певзнер утверждает, что он желает сохранить картину для своей коллекции, а продавать ее он не собирался, несмотря на предложения Русского музея, и именно с его отказом на продажу, возможно, связанно странное возбуждение дела не после пересечения границы, а лишь после экспертизы.
Со временем следствие по уголовному делу приостановили, поскольку обвиняемый постоянно живет в Германии. Дело открыто уже 7 лет и никаких изменений в нем нет. Со стороны Певзнера звучат опасения по поводу состояния картины, на что сотрудники Русского музея утверждают, что она хорошо законсервирована, и особой срочности в реставрационных мероприятиях нет, и весной 2010 года даже устроили закрытый показ «Христа» для избранных лиц и журналистов, чтобы опровергнуть слухи о ее плачевном состоянии.
Теперь Александр Певзнер требует через суд прекратить свое уголовное преследование и вернуть ему полотно в порядке статьи 125 УПК РФ (жалоба на действие (бездействие) следствия), сообщила во вторник его адвокат Анна Ставицкая. Певзнер и его защита считают возбуждение уголовного дела и изъятие картины «Христос во гробе» незаконным и необоснованным. Заседание по жалобе назначено на 14 июля 2010 года.