РИА Новости. Картина с изображением Мадонны, оплакивающей Христа, которая много лет хранилась у американского военного летчика Мартина Кобера (Martina Kober) под диваном, оказалась подлинной работой Микеланджело, сообщает во вторник газета The Daily Telegraph со ссылкой на итальянского историка искусства Антонио Форчеллино (Antonio Forcellino), совершившего сенсационное открытие.
Первоначально полотно, которое семейная легенда приписывала ренессансному гению, висело в гостиной, но в ее "благородное" происхождение не верили всерьез, и когда кто-то из детей сшиб картину теннисным мячом, ее отправили на хранение под диван и выудили оттуда практически случайно в 2003 году. Однако Форчеллино, которому холст был предъявлен для опознания, неожиданно понял, что имеет дело с подлинником.
"Я был уверен, что это копия. Но оказалось, что картина гораздо прекраснее, чем изображения, знакомые мне по Риму и Флоренции", - объясняет Форчеллино, выпустивший недавно в итальянском издательстве Rizzoli книгу "Потерянная "Пьета" (La Pieta' perduta), где рассказывает историю своего открытия.
По словам искусствоведа, картина недописана (рентген обнаружил рядом с правым коленом Мадонны не до конца покрытый краской кусок холста), а с копией такого произойти не могло. "Ни один заказчик эпохи Ренессанса не заплатил бы за неоконченную копию. Я убежден, что это подлинный Микеланджело", - говорит Форчеллино, которому удалось проследить историю полотна по документам, хранящимся в библиотеке Ватикана.
Получилось, что картина была написана для маркизы Виттории Колонна (Vittoria Colonna), покровительницы Микеланджело, около 1545 года, а в 1546 году кардинал Реджинальд Поул (Reginald Pole), будущий архиепископ Кентерберийский, предлагал ее итальянскому кардиналу Эрколе Гонзага (Ercole Gonzaga). Впоследствии полотно оказалось у некоей немецкой баронессы, завещавшей его своей фрейлине, которая приходилась дальней родственницей прадеду Мартина Кобера. В Америку картина попала в 1883 году.
Находка Форчеллино тем более ценна, что Микеланджело-живописец известен главным образом по фрескам в Сикстинской капелле, а произведений станковой живописи от него почти не дошло: в сущности, известна только одна оконченная, точно атрибутированная и хорошо сохранившаяся вещь - "Мадонна Дони" из флорентийской Галереи Уффици. В лондонской Национальной галерее хранятся два живописных фрагмента, относительно которых специалисты до сих пор окончательно не определились; один рисунок остается под вопросом в Германии и одно "Искушение святого Антония" - в Америке. Таким образом, "Оплакивание Христа", принадлежавшее Коберу, - вещь редчайшая, а ее стоимость составляет не менее 300 миллионов долларов. Правда, окончательного вердикта эксперты пока не вынесли.
|