В Москве прошла пресс-конференция многострадального фильма Юрия Кары «Мастер
и Маргарита», который обещают выпустить в марте будущего года
– почти через 20 лет после завершения съемок картины.
История с фильмом «Мастер
и Маргарита» Юрия Кары — фантасмагория в духе самого
романа. Считается, что книга Булгакова всегда противилась экранизациям
и посмевшие на нее замахнуться киношники неизбежно сталкивались с
трудностями и едва ли не мистическими неприятностями. Подобных
разговоров, судя по всему, участники съемок наслушались вдоволь —
вопросы о мистических совпадениях вызывали у присутствующих на
пресс-конференции актеров измученные улыбки. Точку
в этих разговорах на пресс-конференции поставил дебютировавший в кино в
роли Ивана Бездомного Сергей Гармаш, заметив, что эту тему уже
полностью раскрыл канал НТВ. Юрий
Кара на пресс-конференции отсутствовал, зато были исполнители главных
ролей — все, кроме Мастера и Маргариты. Оказалось, что роман они
воспринимают совершенно по-разному. Валентин Гафт (Воланд) считает, что его герой прислан едва ли не небесами: «Это не темная сила, а сила справедливая. Какая здесь, к черту, бесовщина?» Актер Николай Бурляев (Иешуа), напротив, утверждает, что роман написан с позиции дьявола и к «Мастеру
и Маргарите» есть масса вопросов относительно нравственности
— та же любовная линия, ведь замужняя Маргарита позволяет себе
адюльтер. Впрочем, актер признал, что, при всей критичности к
собственным ролям, он уверен, что Га-Ноцри — лучшая роль в его
карьере. Александр Филиппенко (Коровьев) говорит, что «Мастер
и Маргарита» — зашифрованный дневник личных переживаний
Булгакова». А Гармаш заявил, что жанр романа нельзя свести к
какому-то одному жанру — мистике или фэнтези — это сложный
симбиоз, и именно поэтому его так сложно перевести с языка литературы в
какой-то другой формат. Также актер добавил, что сейчас, возможно, он
бы вообще не стал браться за эту роль, потому что убедился, что
адекватно экранизировать «Мастера и Маргариту» невозможно. Когда зашла речь о телеверсии «Мастера
и Маргариты» авторства Владимира Бортко, Александр Филиппенко
сказал, что у Бортко получилась не булгаковская фантасмагория, а
реалистичное кино в духе «Бандитского
Петербурга». Тем не менее некоторые актеры снялись в обоих
фильмах — Гафт появился у Бортко в роли Каифы, а сам Филиппенко
снова хотел сыграть Коровьева, но эту роль приметил для себя Александр
Абдулов, и Филиппенко достался Азазелло. Пресс-релиз «Мастера и Маргариты» начинается с фразы «Фильм,
о котором все говорят, но никто не видел», но это, конечно,
большое преувеличение. Монтажная копия фильма уже несколько лет лежит
на торрентах: кто хотел, «Мастера
и Маргариту» давно посмотрел, и что из себя представляет фильм
Кары, знает. Если вкратце, то режиссер решил обойтись без компьютерной
графики и об этом впоследствии не пожалел: спецэффекты 90-х сейчас
смотрелись бы, мягко говоря, несовременно. Зато Кара скрупулезно
подошел к выбору фактуры: каморку Мастера нашли в одном из арбатских
переулков на Арбате, сцены с Иешуа снимали в Иерусалиме. Подробное описание расхождений с романом можно найти на «Википедии», а что на бал у Сатаны режиссер пригласил Сталина и Гитлера, не обсудили только ленивые. Создатели
картины утверждают, что копия для кинотеатров отреставрирована и
приведена в соответствие с нормами современного кино — глядя «Мастера
и Маргариту», зрителю и в голову не придет, что этот фильм сняли
20 лет назад. Увы, по продемонстрированному тридцатиминутному отрывку
этого не скажешь: лента выглядит как древнее ископаемое из эпохи
советского кино — блеклые цвета, потертая пленка. Впрочем,
сегодня нарочитая ветхость может сойти за стилистический прием и
превратиться в ноу-хау. Да и сотрудники компании братьев Вайнштейн, по словам продюсеров, «Мастера и Маргариту» хвалили – после просмотра ленты они говорили, что «России есть чем гордиться». Планы у продюсеров «Мастера
и Маргариты» достаточно амбициозные — выпустить картину в
количестве около тысячи копий, добиться внеконкурсного показа на
Каннском фестивале и договориться о показе более длинной телеверсии с
одним из федеральных каналов. Фильм выйдет на экраны в марте 2011 года,
к 120-летию со дня рождения Михаила Булгакова. Правда, учитывая
непростую историю проекта Кары, говорят об этом с изрядной долей
осторожности. Как заметил Сергей Гармаш: «Слово «наконец» я скажу, только когда в кинотеатре погаснет свет и начнется фильм».
|