На этой неделе искусство готово предложить нам и восточные, и
западные чудеса. Чувствуя себя "по-прежнему в долгу перед народом", как
говорил Костик из "Покровских ворот", искусство стремится
впечатлить,
заставить думать и сопоставлять культуру России, Востока и Запада.
"Самураи" недалеко от Кремля
В 1985 году вышел "Ран" Акиро Куросавы - блистательная импровизация
на тему шекспировского "Короля Лира". Есть хрестоматийная книга
гарвардского востоковеда Томаса Клири о японской во
енной стратегии. В
Москве, в двух шагах от Кремля, в галерее в Ветошном переулке появилась
"иллюстрация" к книге Клири - выставка "Самураи: Art of War". Ее можно
посмотреть с 26 ноября по 28 февраля.
"Замок самурая" - так можно назвать нынешнюю
экспозицию. На ней красуются мечи, доспехи, кимоно и украшения
аристократов средневековой Японии. Видеоматериалы расшифровывают
иероглифы, написанные на клинках. В Ветошном выставлена и серия гравюр
школы Утагавы - известнейшей школы графиков.
На закус
ку припасена инсталляция - самурайское сражение.
Десятиметровый экран превращается в трехмерное поле битвы. Публика
надевает специальные очки - и испытывает иллюзию участия в грандиозном
сражении.
Поющий Лопахин: "Вишневый сад" в Большом театре
2 декабря в завершение Года Франции в России Большой театр показывает мировую премьеру оперы "Вишневый сад" по пьесе Чехова. Автор музыки - Филипп Фенелон - выпускник Парижской консерватории по классу Оливье Мессиана.
Поющий Лопахин… Звучит почти абсурдно.
Чересчур уж натура у купца непоэтич
ная, а все его нежные чувства к
хозяйке вишневого сада Любови Раневской - эфемерны. Однако Филипп
Фенелон сумел воплотить в музыке даже жесткие, грубые и хриплые голоса.
Его опера т
ак или иначе цитирует "Евгения Онегина" Чайковского, в
котором музыкальным "фоном" для основных партий оказываются народные
песни и мотивы провинциальной танцевальной музыки. Хор девушек в опере
Фенелона поет песни на стихи Блока и Бунина. А музыканты периодически
играют мазурку, польку и мелодии начала ХХ века.
Стать композитором Фенелон окончательно решил после того, как
услышал "Свадебку" Стравинского. Музыка французского композитора сейчас
звучит в концертных залах всей Европы, а также в США и Японии. Среди
героев его опер - персонажи Кафки и Кортаса
ра, Фауст, Юдифь (убийца
Олоферна) и Саламбо, героиня одноименного романа Флобера. Насколько
русской окажется опера "Вишневый сад" - судить публике.
Грузинский ядерный реактор
РИА Новости. Петр Чернов | Купить иллюстрацию
Певица Нино Катамадзе в Арт Центре "Ветошный" на презентации проекта фотографа Владимира Глынина "Путь к успеху".
В "Крокус-Сити Холле" 26 ноября прошел первый концерт Нино Катамадзе, презентующий ее новый альбом "Red". Она выступила вместе с музыкальной группой "Insight".
Певицу, исполняющую джаз, блюз и фанк, называют "грузинской волшебницей" (она родом из Аджарии) и "ядерным реактором".
Катамадзе - экстрасенс на сцене, вбрасывающий
в зал мощный поток энергии. Она не просто поет, а живет на сцене.
"Силовое поле" ее вокала и ранит, и ласкает, и обволакивает, и
встряхивает. В 2000-х годах ее многократно награждали в России как
лучшего автора музыки и как певицу.
В альбоме "Red" есть и страсть, и страх, и боль, и горечь, есть
отзвуки августа 2008 года, когда Грузия начала военные действия в Южной
Осетии, а Россия дала ей отпор. Альбом встраивается в серию дисков
"Black" и "White" (2006), "Blue" (2008). Каждый из них выражает
настроение Катамадзе.
Грузинская певица выступает нечасто, но каждое ее выступление называют событием. Проверим?
Государи и бунтовщики в Историческом музее
Одним из следствий реформ Петра I стало появление в России нового
вида искусства - гравюры. Искусство, расцветшее в Европе благодаря
Дюреру и Рембрандту и запечатлевшее многообразные сюжеты и
представителей самых разных сословий, в России изначально
сосредоточилось на августейших особах.
Главной моделью для гравюр оказался в первую
очередь сам царь Петр. А затем появились многочисленные гравюры,
изображавшие императорских приближенных: Меншикова, Лефорта и пр. Потом
галерея пополнилась женскими августейшими портретами, и здесь,
разумеется, солировала амбициозная Екатерина II.
"Русский исторический портрет. Гравюра XVIII века" - так называется
выставка в Государственном историческом музее (ГИМ). Она работает с 16
ноября по 23 января. Гравюру погрузили в широкий бытовой контекст - тут
вам и личные вещи монархов, и богатые гобелены, и посуда. Такой бытовой
"комментарий" к гравюре отчасти помогает сориентироваться в эпохе.
XVIII век был для России столетием дворцовых переворотов, заговоров
и бунтов. Кстати, на выставке есть и портрет донского казака Емельяна
Пугачева. Крестьянское восстание под руководством этого мнимого
"государя Петра III" поставило страну на грань гражданской войны. Так
или иначе, но Пугачев вошел в историю и представляет бурный XVIII век в
той же степени, что и казнившая его Екатерина II. Во всяком случае, так
считают в ГИМе.
25 ноября в российский прокат вышла "Рапунцель: запутанная история"
- анимационная лента в формате 3D по сказке братьев Гримм. Режиссеры
этого полнометражного мультика - Натан Герно и Байрон Ховард.
Главная героиня- длинноволосая Рапунцель - превратилась в гламурную
зеленоглазую блондинку a la кукла Барби, которая мастерски манипулирует
принцем. Причем орудием манипуляции оказывается та самая белокурая коса
(по длине - 20 метров - достойная Книги рекордов Гиннеса), которая в
сказке братьев Гримм служила канатом, помогавшим молодому человеку
взобраться наверх, в покои красавицы.
Захочет Рапунцель - обмотает принца своими волосами и обездвижит
его, захочет - загипнотизирует, заворожит. Принцесса предстает
ультрасовременной героиней, мало похожей на сказочную красавицу. Что ж,
пусть детишки изучают реальность с ранних лет. Зачем им сказки?!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!