Елена Власенко
Сотрудники Русского музея обратились с открытым письмом к президенту: они не намерены передавать икону "Богоматерь Одигитрия" в новый храм элитного коттеджного поселка "Княжье озеро". Тем временем в поселке продолжают привлекать новых жильцов: самый бюджетный коттедж обойдется им примерно в 850 тысяч условных единиц (по курсу 35 рублей 10 копеек).
Напомним, накануне патриарх Кирилл направил в министерство культуры просьбу "рассмотреть возможность временного пребывания" иконы в храме святого благоверного князя Александра Невского, расположенного "в сельском поселении" Московской области. В своем обращении патриарх не уточнил, что на территории сельского поселения есть элитный коттеджный поселок "Княжье озеро", именно в нем и находится недавно построенный храм Александра Невского. Директору Русского музея о просьбе патриарха сообщил глава департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Рамазан Калоев, призвав директора как можно скорее подготовиться к передаче иконы. Однако сотрудники Русского музея против.
– Состояние иконы не позволяет ее перевозить никуда, – говорит Ирина Шалина, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея. – К тому же храм только-только достроен: со стен недавно снята влажная штукатурка, и для содержания иконы это кошмар. Кроме того, с какой стати должен передаваться туда этот памятник искусства, даже если бы он был в идеальной сохранности? "Троицу" Андрея Рублева не отдали в Троице-Сергиеву лавру даже на три дня (в прошлом году ныне покойный патриарх Алексий II просил передать "Троицу" лавре на три дня церковного праздника. – РС). А здесь мы передаем не меньшую по ценности икону в частный коттеджный поселок. Пока нам ничего не удается, но мы боремся. В крайнем случае, если икону мы все-таки вынуждены будем отдать церкви, то перенести ее можно в храм Русского музея в Михайловском замке.
Ирина Шалина добавила, что на сотрудников музея сейчас оказывается давление. Это и послужило поводом для обращения.
– На нас оказывается давление со стороны нашего директора, а на директора оказывается давление со стороны министерства, видимо, с угрозами снятия, – предположила Ирина Шалина.
Пресс-секретарь министра культуры Александра Авдеева Наталья Уварова сообщила корреспонденту Радио Свобода, что не располагает информацией о давлении на сотрудников музея.
– По этому поводу у меня нет информации, мне факты давления на сотрудников Русского музея неизвестны, – сказала Наталья Уварова. – Сегодня была проведена экспертиза храма, в котором, предположительно, будет установлена икона: представители Русского музея и сотрудники Министерства культуры обследовали состояние храма, климатические условия и пришли к выводу, что, в принципе, условия позволяют содержать там икону. Но экспертиза самой иконы на предмет ее перевоза и сохранности пока не проводилась. Она будет проведена в ближайшее время.
Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян утверждает, что в случае с "Троицей" церковнослужители лучше аргументировали свою просьбу:
– В истории с "Троицей" была какая-то осмысленная мотивация: икона была создана для Троицкой Лавры. Если икона "Богоматерь Одигитрия" должна быть в церкви, то она должна быть в Корсунско-Богородицком соборе Торопца. Давайте тогда дискутировать на эту тему. Сейчас на дискуссии нет ни времени, ни сил, потому что велено, что 5 декабря (предположительный день освящения храма. – РС) икона должна стоять в этой самой церкви.
Очевидно, что сейчас мотивы ничего общего не имеют с проблемой того, где именно должна находиться икона: в церкви или музее. Речь здесь не о восстановлении исторической справедливости или подвигах благочестия, а о том, что некоему человеку захотелось такую дорогостоящую игрушку – прошу прощения, но в данном случае нужно употребить это слово. Я не знаю, кто этот человек, но не думаю, что это Сергей Шмаков, потому что масштаб этой фигуры не настолько велик, чтобы он мог оказывать давление на министра культуры или директора Русского музея. Но тот, кто это делает, с одной стороны, совершенно не думает, что с этим предметом может случиться, а с другой – не собирается предоставлять его широким массам верующих для поклонения. Вряд ли они просочатся через забор элитного поселка. Элитный предмет будет находиться фактически в полном распоряжении его и близких ему людей. Это наша нормальная чиновничья, олигархическая, государственная дикость, – сказал Левон Нерсесян.
Левон Нерсесян также полагает, что церковь, возможно, хочет создать прецедент:
– Есть тенденция запускать "пробные камни": удастся получить нечто, а затем создать из этого прецедент и руководствоваться им в удобных случаях? Господин Вигилянский (руководитель пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси. – РС) сказал, что церковь всегда рада возвращению иконы. Это означает желание получить иконы в свое распоряжение. По-человечески мне это понятно, по-христиански нет. Тем не менее, такие заявления можно было бы делать достойнее и аккуратнее, потому что сейчас представляется, что не имеет значения, где располагается храм и кто в нем будет молиться.
До тех пор, пока в руках сотрудников Русского музея остается легитимная процедура выдачи икон, они могут давлению противостоять. Никакая выдача икон за пределы музейного фонда не может произойти в обход реставрационного совета, который подтверждает возможность такой выдачи. Если реставрационный совет документально зафиксирует, что выдача невозможна, любая попытка изъять икону из музея будет противозаконной, – заключил Левон Нерсесян.
Тем временем в коттеджном поселке "Княжье озеро", где корреспондент Радио Свобода приценилась к самому недорогому коттеджу, храмом гордятся – он входит в список инфраструктурных объектов, комфортом которых могут наслаждаться жители поселка:
– Поселок на 70% уже жилой, инфраструктура – школа, два детских сада, торговый центр, торговый и медицинский центр, аптека, банк, автомойка, лодочная станция, зоопарк… даже храм православный есть: церковь новая, но очень красивая и уже работает, – сказали корреспонденту РС в отделе продаж строительной компании "Сапсан", которую возглавляет православный предприниматель Сергей Шмаков. – Площадь самого маленького коттеджа – 187 квадратных метров, участок земли под ним составляет 9 соток. Под чистую отделку коттедж обойдется вам в 770 тысяч условных единиц, "под ключ" – 980 тысяч условных единиц, но цену можно обсуждать. Есть беспроцентная рассрочка на три года: первый взнос зависит от стоимости коттеджа и составляет от 10 до 50 процентов. Ежемесячная оплата – любая сумма не меньше одного процента от стоимости дома.
В отделе продаж "Княжьего озера" добавили, что "жильцы поселка – люди семейные, средний возраст – от 25 до 40 лет". Там также сообщили, что коттедж можно не только купить, но и взять в аренду:
– Минимальный срок аренды – полгода, аренда коттеджа в 187 квадратных метров с земельным участком 9 соток – 5200 евро, но цену можно обсуждать, – сказали в отделе продаж.
***
Радио Свобода публикует письмо сотрудников Русского музея президенту Медведеву, которое, возможно, заинтересует нынешних и будущих жителей поселка "Княжье озеро".
Открытое письмо Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву в защиту иконы "Богоматерь Одигитрия" начала XIV века из собрания Государственного Русского музея
Глубокоуважаемый Господин Президент!
25 ноября 2009 г. в Государственный Русский музей поступило письмо из Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева. В письме указано, что Департамент "считает возможным передачу иконы "Богоматерь Одигитрия" в религиозную организацию сроком на один год".
Прежде всего, мы не можем рассматривать данное письмо как юридическое основание для дальнейших действий музея. Любое решение о передаче древнего и уникального памятника из государственного хранения должно осуществляться на основании целого ряда регламентирующих документов, в первую очередь – решения расширенного реставрационного совета с участием ведущих специалистов страны.
Считаем своим долгом объяснить о какой иконе идет речь в письме Министерства культуры и в какую именно религиозную организацию Русскому музею предписано ее передать.
Икона "Богоматерь Одигитрия", так называемая "Корсунская", является одним из древнейших памятников отечественного искусства, исчисляемых в мире единицами. Она стоит в ряду таких мировых шедевров христианского искусства, как иконы и фрески Джотто, "Сикстинская мадонна" Рафаэля, "Троица" Андрея Рублева.
"Богоматерь Одигитрия" (инв. № ДРЖ-2093) ввиду аварийного состояния ее сохранности была передана в Государственный Русский музей в 1936 г. из Торопецкого краеведческого музея. В 1937 г. в реставрационной мастерской музея икона освобождена от поздних записей и слоев олифы и установлено, что она написана псковским мастером раннего XIV в.
Деревянная основа иконы имеет утраты, подвижные части и разновременные "чинки". Грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям. Красочный слой и золото сильно потерты, имеют многочисленные утраты, выбоины и очень развитый кракелюр. Лики Христа и Богоматери при реставрации были вынуждены оставить под слоем записи и темной олифой ввиду отсутствия под ними первоначальных изображений. В силу ветхости и сложного состояния сохранности, деревянная основа и красочный слой иконы неоднократно укреплялись в реставрационных мастерских Русского музея. В настоящее время икона находится под постоянным наблюдением музейных специалистов: реставраторов, хранителей и климатологов. Малейшие изменения температурно-влажностного режима пагубно влияют на состояние красочного слоя, связующего и, особенно, золотого фона и ассиста, поэтому ее перемещения даже внутри музея ограничены. В связи с этим возникла необходимость перенести икону из залов постоянной экспозиции, неизбежно подвергающейся таким изменениям, в щадящие условия музейного хранилища, где обеспечивается стабильность климатического режима. Икона доступна для специалистов и верующих, но никогда не покидала стен Русского музея.
Подобно многим древним иконам, имевшим непростую судьбу, "Богоматерь Одигитрия" исторически имеет крайне сложное состояние сохранности. Никакие достижения реставрационной науки – ни сейчас, ни в будущем – не смогут это состояние радикальным образом изменить. В подобных случаях речь может идти только о предупреждении дальнейших разрушений – при условии неукоснительного соблюдения существующего режима хранения. Любое его нарушение может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией. Какое-либо перемещение иконы невозможно.
Из текста официального письма Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 следует, что местом пребывания древней "Богоматери Одигитрии" XIII–XIV вв. определена местная религиозная община церкви Александра Невского частного элитного коттеджного поселка "Княжье озеро" Истринского района на Ново-Рижском направлении Московской области.
Таким образом, уникальная древняя икона XIII–XIV вв. изымается из государственного национального музейного фонда и передается местной негосударственной организации. Отметим также, что церковь Александра Невского, о которой речь идет в письме Министерства культуры, в настоящее время в процессе строительства, и ко дню освящения (5 декабря 2009 г.) это будет совершенно новое, не имеющее стабильного климата, здание.
Русский музей постоянно содействует восстановлению и украшению храмов России. Так, только в храмы Санкт–Петербурга и епархии безвозмездно было передано более двухсот икон. Отреставрированы домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка, куда музей готов поместить икону "Богоматерь Одигитрия". Подобный опыт есть у Третьяковской галереи, где чудотворная икона Богоматери Владимирской XII в. хранится в Никольской церкви.
Русский музей готов организовать копирование древней иконы Богоматери Одигитрии и для церкви Александра Невского в "Княжьем озере". В подобной ситуации в 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии в Русском музее был исполнен точный список с иконы "Богоматерь Одигитрия" одним из лучших иконописцев-копиистов России Н. Г. Богдановым и передан Высокопреосвященнейшему Филарету митрополиту Минскому и Гродненскому. В настоящее время эта прекрасно исполненная копия находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, где занимает почётное место и почитается верующими как истинная православная святыня.
Такое решение кажется верным, поскольку оно наиболее точно отражает традиции православной культуры, рассматривающей почитаемый список или копию, как подобие оригинала (первообраза).
Сотрудники отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея
Н. В. Пивоварова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель
И. А. Шалина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник
Т. Б. Вилинбахова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник
И. В. Сосновцева, старший научный сотрудник, хранитель
М. В. Федосеева, старший научный сотрудник, хранитель
О. В. Клюканова, старший научный сотрудник, хранитель
С.М. Бухман, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник
Т.А. Петренко, старший научный сотрудник, хранитель
А. А. Мальцева, старший научный сотрудник, хранитель
А. П. Бурыкина, научный сотрудник
А. А. Макарова, старший научный сотрудник, хранитель
Н. И. Лизогуб, научный сотрудник
Е.В. Бочнева, лаборант
А.Е. Заикина, лаборант
|