Google Art Project - это семнадцать музеев из девяти
стран, 385 выставочных залов, 400 художников и 1060 картин в высоком
разрешении. Любой человек, у которого есть выход в интернет, теперь
может посетить музей Метрополитен, Третьяковскую галерею, Тейт и
Эрмитаж и рассмотреть их экспонаты в таких подробностях, которые не
доступны даже в реальности. Google сделал бесценный подарок всем
любителям искусства.
До тех пор пока специалисты Google не сфотографировали в
высоком разрешении знаменитую картину "Жатва (Август)" Питера
Брейгеля-старшего, директор лондонской галереи Тейт не знал, что на ней
изображена традиционная для Жирного вторника игра, во время которой
крестьяне швыряют палки в привязанного к шесту гуся. Реальные размеры
фигурок этих людей на заднем плане не превышают нескольких миллиметров,
поэтому рассмотреть их на картине, хранящейся в музее Метрополитен,
практически невозможно. Вернее, было невозможно до недавнего времени.
Google Art Project стартовал полтора года назад в привычном для
компании формате: большую часть дня сотрудники выполняют свои
обязанности, но пятую часть рабочего времени им разрешается тратить на
сторонние проекты, которые их интересуют. Так в какой-то момент все
любители живописи в Google объединились и решили использовать имеющиеся
в их распоряжении технологии для того, чтобы сделать искусство
доступнее.
Многие музеи и галереи и раньше выкладывали свои оцифрованные
коллекции в интернет, причем в гораздо большем объеме. (Наиболее
показателен с этой точки зрения Нью-Йоркский музей современного
искусства, который опубликовал на своем сайте абсолютно все, что у него
есть - 34 тысячи работ, многие из которых в самом музее увидеть
невозможно.) Однако благодаря таким технологиям, как Picasa, App Engine
и Street View, энтузиастам из Google удалось создать нечто новое.
Во-первых, еще никто не собирал в единую базу и не
систематизировал работы из разных музеев мира, создавая нечто большее,
чем просто набор репродукций. Во-вторых, проект Google интерактивен:
можно составить свой список шедевров и поделиться им с друзьями.
В-третьих, Street View позволяет буквально "пройтись" по залам
знаменитых музеев. Рассмотреть картины в таком режиме не получится, но
зато никаких японских туристов и музейных смотрителей.
Отдельного упоминания достойны картины, сфотографированные в
сверхвысоком разрешении. Изображение каждой из них состоит из
приблизительно семи миллиардов пикселей, то есть их разрешение в тысячу
раз выше, чем у простой цифровой фотографии. Благодаря такому
увеличению можно рассмотреть не только крестьян Брейгеля, но и самые
тонкие мазки, мельчайшие детали и трещины в краске. Есть и другие
особенности - к примеру, картину "Не надо, женщина, не плачь" из
галереи Тейт можно посмотреть в особом "ночном" режиме, чтобы увидеть
спрятанную ее автором Крисом Офили надпись, которая видна только в
полной темноте.
Для российских музеев такая съемка стала подарком. Директор ГТГ Ирина Лебедева
рассказала, что их "флагманскую" картину - "Явление Христа народу"
Александра Иванова - специалисты Google снимали целый день. "Для того
чтобы самим так сделать, у нас нет технологий, нет таких возможностей",
- добавила она. "Уровень съемки такой, что даже специалистам интересно,
исследователям и реставраторам", - присоединилась к ней
представительница дирекции Эрмитажа.
Само собой, у нового проекта уже появились и критики. Так,
журналист The Daily Telegraph обвинил Google Art Project в отсутствии
всеохватности. К примеру, в проекте (пока) не участвуют такие крупные
музеи, как Прадо и Лувр, а коллекции представленных музеев отражены
слишком избирательно. При этом критика больше всего смущает, что кто-то
решает за вас, какие картины вам нужно увидеть, а какие нет.
Другая, более распространенная претензия состоит в том, что
просмотр шедевров живописи в интернете автоматически упрощает их, лишая
контекста, и существует опасность, что в будущем нужда посещать музеи
вообще отпадет. Кроме того, Google способен показать вам картину в
таких подробностях, какие невозможно различить, глядя на нее в музее.
Если симулякр получается настолько качественным, зачем вообще принимать
реальность в расчет? И эта проблема, будучи по сути своей философской,
на самом деле довольно интересна.
Недавно швейцарский интеллектуал и писатель Ален де Боттон,
известный своим стремлением нести в массы философию, искусство,
литературу и вообще все области, традиционно считающиеся уделом
высоколобых знатоков, заявил, что музеи вообще должны избегать своей
"музейности". Де Боттон настаивает, что, располагая большим количеством
очень важного с духовной точки зрения материала, музеи совершенно не
пытаются донести до публики смысл тех или иных произведений, в то время
как делать это необходимо.
По мнению писателя, музеям нужно прилагать больше усилий к
тому, чтобы их посетители поняли, о чем, собственно, картина, соединять
размытость ценностей искусства с определенностью ценностей христианской
культуры. Писать, к примеру, вместо сухой исторической справки на
информационной табличке: "Посмотрите на это полотно и вспомните о том,
как важно быть терпеливым" или "Эта скульптура должна вдохновить вас на
мысли о том, как сделать мир справедливее".
При номинальном отсутствии связи между идеями де Боттона и
Google Art Project они на самом деле движутся примерно в одном
направлении. Дело в том, что, если музеи и вправду переместятся в
интернет, исчезнет тот самый контекст, который обычного человека все
чаще только запутывает. Уйдет и некое подразумеваемое по умолчанию
обязательство понимать:когда картину можно просто пролистать нажатием
одной кнопки, ответственность испаряется сама собой.
Дополнив эти онлайновые репродукции мотивационными подписями в
духе де Боттона, мы получим совершенно новый тип музеев. Их посетители
перестанут чувствовать неловкость и, обращаясь к пояснительным
ремаркам, никогда не будут сомневаться, что значит и к чему в их душе
апеллирует "Рождение Венеры" Боттичелли или "Спальня художника в Арле"
Ван Гога. И не то чтобы эту простоту нельзя было ввести в музеях в их
нынешнем виде (хотя это невероятная перспектива), просто виртуальным
выставкам она соответствует куда лучше.
Воздерживаясь от далеко идущих выводов, создатели Google Art
Project просто заявили, что очень рады реализации своего проекта и
надеются в будущем расширить его, сделав демократичным если не само
искусство, то хотя бы доступ к нему. Ничего не остается, как
поблагодарить их за это. Как ни крути, то, что они сделали, совершенно
поразительно.
Алексей Каданер
|