Сказать о нем просто
«известный актер» было бы неверно по сути. Сейчас уже,
кажется, каждому школьнику известно, что Евгений Гришковец –
«человек-оркестр»: он и прозаик, и драматург, и музыкант, и
режиссер. А фильм «Сатисфакция», который выходит в
российский прокат 20 января, вообще его авторский проект. Он и автор
сценария, и продюсер, и, конечно же, артист – исполнитель одной
из двух главных ролей.
– Евгений
Валерьевич, как появилась идея фильма «Сатисфакция»? Вы
ведь сначала говорили о совсем другом кинопроекте…
–
Идея этого фильма пришла совершенно неожиданно. Мы действительно хотели
сделать большой проект: Москва глазами приезжего человека. Долго сидели
над сценарием у меня дома в Калининграде, в итоге даже как-то от него
подустали. А во время работы мы периодически отрывались, выпивали, я
беспрерывно что-то рассказывал. И вот Юрию Дорохину (режиссеру из
Иркутска. – Прим. авт.) пришла в голову такая идея –
сделать фильм, где бы я долго с кем-то разговаривал, выпивал.
А
я уже потом додумал историю про дуэль, где герои пьют не просто так.
Обычно если двое мужчин собираются вместе, пьют и разговаривают, то
неизбежен мат, поэтому было необходимо ввести некие дополнительные
условия, чтобы герои говорили о самых важных вещах, выпивали, при этом
не матерясь. Кстати, оказалось, что снимать фильм, в котором герои
статично находятся за столом, выпивают и говорят, намного сложнее, чем
делать какой-то экшн.
– Почему вы увезли своих героев из Москвы в далекий Иркутск?
–
«Сатисфакция» – история большого города, но не
Москвы. В столице такая история вряд ли могла бы произойти, а если бы и
произошла, то с другой остротой и накалом. Да и любовная интрига в
Москве могла бы потеряться – боюсь, герои бы даже не узнали об
измене. Я лично знаю персонажей, которые живут на три семьи, и никто ни
о чем не догадывается, семьи друг друга не знают и верят, что папа
уезжает в командировки. Москва может поглотить кого угодно, а в
провинции, пусть даже в таком большом городе, как Иркутск, все на виду,
почти все круги общения так или иначе соприкасаются.
Еще
одна причина съемок в Иркутске – в том, что режиссер Анна
Матисон, Юрий Дорохин и вся студия, занятая в съемках, находятся именно
там. Мы изначально в целях экономии бюджета рассматривали Украину,
Донецк. Но потом посчитали и поняли, что в Иркутске получится еще
дешевле, потому что все друг друга знают, и какие-то съемочные площадки
предлагались либо совсем недорого, либо вовсе бесплатно. Сибиряки
– люди широкой души и щедрые натуры, способные на поступки,
– мы в этом убедились за полтора месяца съемок.
Наши
знакомые предоставили огромный дом, где они живут с детьми. Мы
вторглись туда кинематографической компанией, понаставили камер,
разбили зеркало, что-то сломали, в общем, нанесли немалый урон. И
помимо всего практически уничтожили и вытоптали чудный зеленый газон
перед домом. Сейчас хозяин дома стал мэром Иркутска, и я думаю, что
городу с мэром повезло, потому что человек он терпеливый, дружелюбный и
интересный.
Самое-то обидное, что сцена, которая
снималась пять дней и потребовала всех этих разрушений, в итоге не
вошла в фильм. А ведь в ней был задействован прекрасный грузинский
актер Георгий Накашидзе – и эпизод замечательный, и с таким
трудом, не без помощи Министерства культуры, мы вывозили Георгия из
Грузии… Но ничего, когда-нибудь, когда уже пройдет прокат
картины, мы сделаем новую версию фильма, и она будет в два раза длиннее!
–
Первоначально просочилась информация, что вашим партнером в
«Сатисфакции» будет телезвезда Иван Ургант, но затем его
сменил не самый известный актер Денис Бургазлиев…
–
Иван Ургант – исключительно талантливый драматический актер, и,
главное, есть ощущение, что он просто привит от пошлости. Но он с этой
ролью вряд ли справился бы, он слишком благополучный и не смог бы дать
вот того самого странного излома. И самое главное, было важно, что за
ним идет, скажем так, бэкграунд жизнерадостного благополучия. В сериале
«Час Волкова» я увидел Дениса Бургазлиева. Навел справки,
оказалось, десять лет проработал в Германии, играет в рок-н-ролльной
группе «Инкассаторы».
Его первый
серьезный опыт в актерское карьере – работа в культовом спектакле
с Петром Мамоновым «Лысый брюнет». Это, конечно, большая
школа. У Петра Мамонова вообще почти нет близких друзей, а Денис его
близкий друг. Денис – парадоксально мыслящий человек. После
первой же пробы стало ясно – вот он, и больше никого не нужно.
–
Вы как-то говорили, что всю жизнь пишете одну книгу с одним
героем… Можно ли считать фильм «Сатисфакция» еще
одной главой этой нескончаемой книги?
–
Конечно, я писал сценарий. Хоть и не умею. Поэтому делал это в
соавторстве с Анной Матисон, которая стала режиссером картины. Она
человек кинематографический и знает, как и что нужно делать. Герой
картины для меня необычно жесткий. Все-таки это первый случай в моей
художественной практике, когда мы с героем не похожи. Мой киногерой
– человек городской, у которого внешне все хорошо.
Однако
в благополучных условиях, при своем очевидном богатстве он несчастен и
страшно одинок, совсем не знает, как жить. При всем умении управлять
другими людьми этот очень сильный человек не понимает, что такое жизнь,
и ужасно страдает. Я же сам, безусловно, счастлив, успешен и удачлив в
профессии, у меня прекрасная семья, чудесные дети, хорошее жилье, нет
недостатка в средствах последние шесть-семь лет, но я часто несчастен и
одинок даже среди самых близких людей. И если бы я знал рецепт,
применил бы на себе сразу же.
– Ваш герой предается гневу, не может простить предательства… А как бы вы повели себя в такой ситуации?
–
Я вообще против гнева. Гнев считаю самым ужасным несчастьем. Когда мы
гневаемся, мы забываем о счастье. Люди, которые легко гневаются, чаще
всего одиноки. Так что я лично борюсь с желаниями отомстить или как-то
гневно ответить. Честно, не всегда получается, но установка такая есть,
потому что я скорее хочу быть счастливым, чем злым.
Конечно,
мне приходилось в жизни сталкиваться с предательством, но я в этот
момент просто расставался с людьми. Болезненно знать, что тебя предали,
обманули, а в любой лжи, даже мелкой, есть предательство. Особенно
тяжело, если это делают люди, которым ты доверял, которые тебе были
близки и дороги. Мстить? Нет. Я могу тысячу раз в момент отчаяния и
гнева пообещать себе, что отомщу, а потом остываю и использую любую
возможность, чтобы снять напряжение.
Понятно, что
на моменте лжи и предательства все отношения заканчиваются, но если
обида останется, нужно, чтобы она не была жгучей и горячей, потому что
нужно жить дальше, а с обидой или в состоянии мести – это не
жизнь. Все равно что проживать прошлое. Человек, который стремится
отомстить или не переживает обиду, сродни инвалиду. То есть если у
человека отняли ногу, она у него не вырастет, и он так и будет жить с
этим. Живущий с обидой, он лишен возможности жить дальше, как раньше.
– Ваш фильм можно отнести к арт-хаусу?
–
Я не знаю, что такое арт-хаус. Кто-то считает наш фильм арт-хаусом, я с
этим категорически не согласен. Не хочу, чтобы наше кино числилось в
рубрике «кино не для всех», «кино для
знатоков». Оно адресовано всем. А фильмы, которые рассчитаны на
кинофестивали, – там изначально и у сценаристов, и у режиссера
тикает где-то под височной костью только одно: попасть на фестиваль,
получить «ветвь», «льва» или еще что-нибудь.
А
здешняя публика их не интересует. Фильмы, которые получают какие-то
призы в Каннах и Венеции, не доходят до проката, потому что они не
нужны нашим зрителям. Вот фильм «Овсянки» недавно получил
призы, был отмечен критикой в Венеции, а нормальные люди убегали с
этого фильма, потому что он к ним не имеет никакого отношения.
– Как вы относитесь к своей публике? «Подтягиваете» ли ее до своего уровня?
–
Я не уважаю людей, которые не любят своего зрителя, не доверяют ему. Я
десять лет живу на деньги зрителей, которые купили билет на спектакль,
а фильм «Сатисфакция» снят с моей стороны очень честно
– я не получил ни копейки за сценарий, за продюсерскую работу и
ни копейки за 34 довольно тяжелых съемочных дня. Я вложил в этот фильм
50 тысяч долларов, вместо того чтобы купить машину, потому что так
было нужно.
Я потратил на этот фильм год своей
жизни по-честному, без заказа. Мне совершенно безразличны фестивали.
Наш фильм попадал в список Каннского фестиваля, и было много оснований
полагать, что он попадет в какую-то из программ, но если бы так и
случилось, то я бы в Канны не поехал, потому что у меня были намечены
спектакли во Владивостоке, билеты были проданы.
– У вас очень плотный гастрольный график… А отдыхать удается?
–
Прилетаю в Калининград и отсыпаюсь. Почти никуда не выхожу из дома
– это единственный способ отдыха. Ну а если соберусь-таки в
отпуск – куда-нибудь к теплому морю, в ту же Африку, но не
люблю отдыхать без семьи.