Шведский режиссер Томас Альфредсон (Thomas Alfredson, "Солдаты при лунном свете", "Четыре оттенка коричневого", "Впусти меня") с маниакальной тщательностью воспроизвел обстановку холодной войны - от манеры носить очки и щелкать зажигалкой до готовности подозревать всех и все, - и поместил в нее лучших британских актеров: Колина Ферта, как раз в разгар съемок получившего свой "Оскар" за "Король говорит!", известного по сериалу "Шерлок Холмс" Бенедикта Кумбербатча, Гэри Олдмана и Джона Херта. Русских играют Константин Хабенский и Светлана Ходченкова, вне отечественных сериалов сразу заблиставшие абсолютно по-новому. "Шпион, выйди вон!": сдержанный шик британской разведки >> "Когда мне предложили этот проект и я впервые прочел роман Ле Карре, я даже подумал, что эту книгу экранизировать невозможно, - там все слишком сложно устроено. Потом начал вытягивать какие-то нити", - рассказал Альфредсон, представляя свой фильм на Венецианском фестивале. Вместе с тем, Гэри Олдман, играющий брошенного женой главу Ми-6 Смайли, признался, что следовал первоисточнику достаточно буквально. "В книге дано все - и текст, и подтекст. Этим я и руководствовался", - сказал актер. "Шпион" экранизировался не впервые - в 1979 году на "Би-би-си" выходил мини-сериал по этому роману, где шефа разведки играл сэр Алек Гиннесс. "Когда Гиннесс и все остальные занялись моей книгой, они все уже считались сокровищами британской короны. Ради съемок мы опустошили весь Национальный театр - и сделали объяснение в любви к исчезающей британской институции. Даже злодеи в той версии вызывали симпатию. Сегодня так поступать уже нельзя, все эти люди, обстоятельства, чувства и принципы поменялись. Нужно было сделать нечто гораздо более жесткое и менее сентиментальное. Так что Томасу Альфредсону пришлось создавать осовремененную версию. Впрочем, шпионы здесь по-прежнему совсем не технологичны, это полная антитеза Бонду и "Идентификации Бонда". Это интеллектуальный триллер, который надо смотреть и слушать очень внимательно", - заявил Ле Карре в интервью Daily Telegraph. У Колина Ферта, впрочем, восприятие несколько иное: он убежден, что "Шпион, выйди вон" - "прекрасная, меланхолическая история, в основе которой лежат скорее чувства, чем интеллект", "трогательное изображение бесконечно одиноких людей, разочаровавшихся идеалистов", из которых самый одинокий - как раз Смайли, герой Олдмана. "Полагаю, он по-настоящему верит в работу на благо родины. Все люди, замешанные в этой истории, вынуждены были пожертвовать существенной частью своей жизни, в том числе и личной, чтобы делать свою работу, поэтому их скрепляет настоящее рабочее братство, дополнительно усиленное секретностью. Так что ставки в игре оказываются невероятно высокими. И когда обнаруживается, что кто-то из них - предатель, причем был предателем много лет, но кто это - вычислить невозможно, рушится вся их система мира, а у Смайли, который постоянно прощал свою изменницу-жену, по-настоящему разбивается сердце", - описывает Ферт расстановку сил между героями картины. Кстати, добавляет он, сюжет по-прежнему остается актуальным. "Да, мы больше не видим коммуниста за каждым столбом, зато мы везде подозреваем террористов. У нас есть хакеры, у нас есть "Викиликс", наши журналисты прослушивают наши телефоны. В общем, паранойя цветет пышным цветом, точно так же, как и тогда, и вопрос о возможности доверия стоит с прежней актуальностью", - убежден Ферт. "У Альфредсона все очень тонко, все держится на оттенках - это ровно такой фильм, ради которого стоило становиться актером", - заключает Кумбербатч.
|