Экранизация марсианского цикла Эдгара Райcа Берроуза (больше известного как автора книг о Тарзане) – фильм "Джон Картер" ("John Carter") режиссера Эндрю Стэнтона ("ВАЛЛ-И", "В поисках Немо") стал, по признанию, студии Disney рекордсменом по убыткам - они составили 200 миллионов долларов, а в России картина вторую неделю держится в пятерке лидеров проката.
Фильм вышел на мировые экраны через сто лет, после публикации в журнале All-Story первого фантастического рассказа о планете Барсум (Марс) истории про обитателей и землянина, случайно забредшего в космические дали. Известно, что экранизировать "Джона Картера с Марса" писателю в 1931 году предложил Роберт Клампетт, создатель поросенка Порки и кучи мультиков. В конце 1950-х годов за эту идею хотел взяться Рэй Харрихаузен ("История короля Мидаса"1953, "История Рапунцель" 1951), а в 80-х годах на волне успеха "Звездных войн" историей заинтересовалась компания Disney, но до съемок дело дошло только теперь. По сюжету, ветеран гражданской войны в США Джон Картер (Тейлор Китч, "Люди Икс: Начало. Росомаха") потерял семью и изрядно разочаровался в жизни. Правда, что заставило небогатого фермера драться на стороне конфедератов рабовладельцев-плантаторовне очень понятно. Овдовев, Картер увлекся археологией и, в погоне за золотом индейцев, случайно телепортировался при помощи инопланетного гаджета на другую планету. Когда-то Барсум - так местные обитатели называют Марс - был процветающим миром с морями и лесами, но существование города-робота Зоданги и многолетняя война с другим городом Гелиум вконец истощила планету, поставив ее на грань катастрофы. А когда в руках властителя Заданги (Томас Хейден Черч, "Человек-Паук 3") оказывается разрушительный голубой девятый луч, то участь Барсума и его обитателей и вовсе стала незавидной. За всемогущей силой голубого луча стоят терны, теневые правители Вселенной, которые питаются энергией обитаемых планет. Они знают будущее ("история пойдет по начертанному курсу"), бывали на Земле и предрекают ей такую же незавидную участь, как и Барсуму. К слову этот момент прекрасно ложиться в апокалипсические настроения землян ХХI века. Но, помощь приходит с неожиданной стороны. Землянин Джон Картер, который в силу разницы в гравитации планет обрел титаническую силу и фантастическую прыгучесть, почувствовал себя супер-героем. Марсианская принцесса Дея (Линн Коллинз, "Люди Икс: Начало. Росомаха"), сексуальная смесь амазонки и нобелевского лауреата в области прикладной физики, убедила его в этом еще больше. Одна беда, ее отец, правитель Гелиума, хочет выдать замуж за властителя Заданги в обмен на мифический мир. А на деле обрекает свою любимую дочь и Гелиум на смерть.
Но, когда выясняется, что спаси Картер очаровательную голубоглазую красотку в сексуальных отрепьях (не надо забывать, что герой-то попал на Марс из пуританской Америки второй половины XIX века, когда барышни и ножку-то приоткрыть не смели), то сможет вернуться домой, - он решает спасти планету. Помогает ему в этом решении гигантский песик Булла, прелестная смесь жабы и бульдога, и зеленоватые четырехрукие тарки, коренные разумные обитатели Барсума. Воздушные сражения, битвы с полчищами врагов на иссушенных пустынях Барсума, поединок с гигантскими белыми приматами в "римском" амфитеатре тарков, - все это прекрасно смотрелось бы в киноэпоху "звездных войн". Как ни прискорбно, "Джон Картер" именно тот случай, когда время было безвозвратно упущено. После "Аватара" смотреть ленту скучновато, тем более, что Джеймс Кэмерон изрядно понадергал идей и сюжетных ходов из барсумских хроник. Поэтому ощущение дежавю обеспечено, только в отличие от красочной планеты Пандоры краски на Барсуме (Марсе) мрачные, а марсианская фауна, хоть причудлива на вид и дюже ужасна, но бедна и вынуждена мимикрировать под блеклые цвета своей умирающей планеты.
|