Представленный в "Джоне Картере" диснеевский взгляд на инопланетные приключения военнослужащего землянина по сравнению с "Аватаром" более детский, простодушный, а благодаря старомодной берроузовской манере и архаичный, но, наверное, поэтому не такой отталкивающий, как претензия "Аватара" на революцию в жанре научной фантастики. Режиссером "Джона Картера" стал Эндрю Стэнтон, до этого снимавший только анимацию, зато оскароносную: "В поисках Немо" и "ВАЛЛ-И", да и трехмерный "Джон Картер" к анимации в общем-то ближе, чем к "взрослому" игровому кино. Перед тем как начнется барсумская фантастическая часть, в картине есть как бы "реалистическая" историческая преамбула, обрисовывающая угнетенное душевное состояние героя (Тейлор Китч), ветерана только что закончившейся Гражданской войны, на которой он потерял все, в том числе дом и семью, но по психологической глубине исторические сцены едва ли превосходят высокохудожественную рекламу какого-нибудь виски.
Повествование ведет племянник Джона Картера, еще юный Эдгар Райс Берроуз (Дэрил Сабара), читающий оставшийся от покойного дяди дневник. К лестной характеристике, которой он определяет дядин характер ("кавалерист всегда и во всем"), можно добавить еще и обстоятельство места — везде. Из Аризоны года примерно 1870-го, где он пытается искать золотишко, Джон Картер волшебным образом переносится на Марс, декорациями которого служат живописные американские скалистые ландшафты, приукрашенные на компьютере и дополненные живописными архитектурными излишествами в основном с ориентацией на древнеиндейские образцы. Поскольку Барсум — планета песчаная, иногда "Джон Картер" напоминает еще и "Принца Персии", тем более что создатели компьютерных песков времени примерно одни и те же. Первый аттракцион, которым Джон Картер сразу потрясает воображение барсумских туземцев,— обусловленная местной гравитацией возможность совершать прыжки на несколько десятков метров. Марсиане, хоть и сами трехметровые, так не могут и восторженно лопочут: "Сак! Сак!" (давай прыгай, мол), смешно картавят и зовут героя, представившегося как Джон Картер из Вирджинии, "форджиния".
Если в "Аватаре" марионеточным героем управляют земные империалисты, нацелившиеся высосать из Пандоры природные ресурсы, то Джон Картер — персонаж более, так сказать, процессуально самостоятельный, и ему от барсумцев ничего особенно не надо, так что он в своих поступках располагает относительной туристической свободой. Тейлор Китч по обаянию и выразительности лица не смог далеко отпрыгнуть от Сэма Уортингтона в "Аватаре", хотя помимо чисто каскадерской работы он все же предпринимает и какие-то трогательные актерские усилия, тем более что партнеры у него для этого вполне достойные. Лучших, самых разумных и добрых представителей барсумской расы играют Уиллем Дефо и Саманта Мортон, с трудом узнаваемые в гриме: марсиане приблизительно смахивают на обитателей Пандоры и тоже разукрашены точками посередине лица, только цвет имеют скорее зеленоватый, носы у них почти совсем отсутствуют, а из щек растут бивни наподобие мамонтовых. К тому же у барсумцев по две пары рук, что удобно не только в бою, но и в дискуссиях для дополнительной эмоциональной жестикуляции.
Как и на всех порядочных планетах Солнечной системы, на Барсуме идут междоусобные войны, которые расстраивают прогрессивных представителей правящей верхушки. Особенно остро свою ответственность за судьбы родины чувствует похожая на Оксану Федорову принцесса (Линн Коллинз). Но, увы, единственное, чем она может помочь народу,— выйти замуж из политического расчета, хотя этот путь своенравной принцессе крайне неприятен, а после знакомства с прыгучим кавалеристом и подавно. Впрочем, надо признать, что большее уважение и интерес внушает главный отрицательный персонаж — межгалактический интриган, замышляющий прибрать к рукам всю власть на Барсуме и установить свой порядок во Вселенной, которого во всех смыслах блестяще играет Марк Стронг в своем натуральном гуманоидном виде и шикарном серебряном плаще. Его персонаж иллюстрирует отсутствие справедливости, которое наблюдается во всех аналогичных "Джону Картеру" фильмах, несмотря на номинальную победу добра: в то время как добру надо очень долго прыгать до потолка, спокойное и уверенное в себе зло добивается нужного эффекта одним коротким взглядом. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/1888310
|