В преддверии московского концерта норвежский минималист, автор саундтрека к фильму«О'Хортен» Джон Эрик Кода, буквально принужденный к интервью с корреспондентом«Парка
культуры», рассказал о работе с оркестром, сотрудничестве с
Майком Паттоном, экспериментах с каналом Discovery, пользе
затворничества и потребности в изобретении себя заново. Норвежский композитор Джон Эрик Кода выпустил несколько нежнейших инструментальных пластинок(лучшая –«Music
For Moviebikers») двухтысячных, причем некоторые вышли на лейбле
знаменитого американского рокера-авангардиста Майка Паттона, с которым
Кода записал великолепный альбом«Romances». Несмотря на сомнительную для композитора прописку и творческие методы(в
своем стремлении заново придумать классическую музыку Кода играл на
самодельных инструментах и пел на вымышленных языках), результат скорее
был похож на самые тонкие и изящные примеры минимализма, нежели на
мудреные эскапады академического авангарда. Кроме того, Коде
принадлежит несколько саундтреков, в том числе и к любимому российскими
синефилами фильму«О'Хортен». Накануне выступления в московском Avant Club«Парк культуры» выяснил причины нелюдимости музыканта и расспросил про отношения с Майком Паттоном. – В Москву вы едете с целым оркестром, хотя начинали работать с сэмплами. Как вам дался этот переход? –
Конечно, в одиночку мне было куда легче. Работать с оркестром –
это тяжкий труд, и не всегда удается даже наполовину добиться того, что
хотелось. Если честно, то я очень напрягаюсь, когда приходится иметь
дело с большим коллективом – но вместе с тем порой я готов
пересилить себя, чтобы прикоснуться к тому мощному и слаженному звуку,
который может дать оркестр. Совладать с оркестром – это задача не
под силу каждому, это увлекательное, но и очень изнурительное
соревнование с самим собой. Впрочем, у меня всё проходит периодами,
бывает, что я просто живу оркестром. Сейчас я увлечен гастролями, а до
этого безвылазно сидел в студии – мне сложно совмещать, как
делают это некоторые музыканты. – В
двухтысячных из северных стран пошел поток не только инди- и пост-рока,
но и современного минимализма: Library Tapes, Йохан Йохансон, Deaf
Center и многие другие. Вы сами чувствуете какое-то родство с этой
условно новой скандинавской волной композиторов? Она существует или нам
показалось? – Честно говоря, нет, не особо
чувствую. Я вообще не думаю, что принадлежу к какой-либо сцене. Да, я
поддерживаю знакомство с несколькими норвежскими джазменами, но вообще
мне больше по душе затворничество. Я живу весьма уединенно, для меня
самое важное, чтобы меня ничто не отвлекало от музыки, поэтому я редко
куда-то выбираюсь, а если уж и объединяться в какие-то союзы, то надо
бесконечно со всеми общаться, привлекать к себе внимание. Я всегда был
аутсайдером, и было бы глупо что-то менять. Не знаю, почему так
получилось, но мне так намного удобнее. Да и, если честно, все те, кого
вы перечислили, насколько я знаю, придерживаются того же мнения. В этом
смысле мы действительно стоим на одних позициях. – А как вам удалось заручиться поддержкой Майка Паттона? –
О, ну это старая история. Это было почти 11 лет назад, он случайно
наткнулся на альбом моей первой группы Cloroform, а затем услышал
сольные работы. Так он взял меня на свой лейбл Ipecac. Несмотря на то,
что там выпускается много очень шумных и громких артистов, этот лейбл
стал для меня синонимом артистической свободы и открыл мне глаза на то,
что даже у самой безумной и сложносочиненной музыки находятся свои
поклонники. Это очень вдохновляет на эксперименты. –
Я, собственно, к чему: многие артисты после того, как их подписывает
Паттон, делают качественный скачок: на них обращает внимание пресса, их
охотнее берут с собой в гастроли именитые коллективы, ну и вообще перед
ними открываются большие перспективы. А вы вот даже записали отличный
альбом вместе с Майком, но на вас это как-то не сказалось – в
интернете вашей прямой речи почти не найти, да и вообще о вас крайне
сложно что-то узнать… – Да, вы
правы. Я и это интервью-то даю потому, что так надо – впереди мой
первый концерт в России… Я ведь и правда не очень общительный
человек, я комфортно чувствую себя наедине с инструментами или на
природе, только так я чувствую себя в своей тарелке. В обществе же я
совершенно теряюсь. У меня был опыт общения с прессой в 2004 году,
после выпуска альбома«MECD».
Тогда меня настроили на то, что нужно обязательно давать много интервью
и всячески светиться на публике. Это чуть не свело меня с ума. Я знаю,
что многим музыкантам даже нравится давать интервью и
фотографироваться, но это совсем не то, чем бы мне хотелось заниматься.
Поэтому я бросил попытки проскочить на страницы модных журналов и
сконцентрировался на музыке. – Кстати, после«Junkyard Nostalgias» от вас практически не исходило никаких новостей. Чем вы занимаетесь сейчас? –
О, на самом деле, если обо мне ничего не слышно – это не значит,
что я ничего не делаю, скорее наоборот, я так увлечен музыкой, что мне
просто не хватает времени ни на что другое, даже на то, чтобы сообщить
об этом миру. В настоящее время я готовлю материал сразу к трем
документальным фильмам, один из них на решающей стадии – это
масштабная съемка фауны реки Нил в духе канала Discovery. Получилось
зрелищно и динамично в то же время, поэтому мне пришлось комбинировать
полевые записи с работой с оркестром, с чем, конечно, пришлось
повозиться. Другие же два заказа исходят из США и тоже несколько
непривычны: боевик и комедия. Согласен, должно быть, сложно представить
мою музыку в таких лентах, но последнее время меня всё больше
интересует работа с кино, поэтому я решил попробовать себя и в
неожиданных жанрах. Также я работаю над следующим альбомом, но дело
продвигается неспешно, да и торопиться мне, честно говоря, некуда.
Перед этим я уже записал две пластинки, которые просто положил на
полку, – может быть, когда-нибудь они и покажутся мне стоящими
или я решу их переработать, но пока что я ими недостаточно доволен. Но
со следующим альбомом такого не будет, это я гарантирую! – А на что будет похож этот альбом? Какая у него тема? –
Никакой. На самом деле все эти темы и концепции придумываются уже в
финальной стадии, до которой мне пока еще далеко. Я просто делаю музыку
и не задумываюсь о том, что с ней будет потом. Еще до того, как
заканчивается печать первого же диска в тираже, она уже живет своей
жизнью – какие-то вещи попадают в кино, какие-то сами по себе
находят своего слушателя. Я редко планирую их будущее и не так уж часто
работаю на заказ. А если и работаю, то результат целиком зависит от
фильма и от того состояния, в котором я садился за инструмент. Вообще
я, кстати, не уверен, что мне для новой работы надо выдумывать какую-то
тему. Я чувствую, что мне нужно сделать что-то особенное, непохожее на
то, что я делал прежде, как-то изобрести себя заново. Не знаю, сколько
у меня уйдет на это времени. Возможно, что мой визит в Россию даст мне
пару идей, от которых можно будет оттолкнуться.
|