РИА Новости. Картина "Дама с единорогом" (Dama col
liocorno, 1504-1506) художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти в
субботу была представлена в посольстве Италии в Москве на официальном
открытии программы Года Италии в России, шедевр представляли министр
культуры РФ Александр Авдеев, министр науки и образования Италии
Мариястелла Джельмини (Mariastella Gelmini) и посол Италии Антонио
Дзанарди-Ланди (Antonio Zanardi Landi).
"Приезд в Москву "Дамы с единорогом" из римской Галереи Боргезе
(Galleria Borghese) - пример того, что могут сделать послы и
посольства, когда между двумя странами существуют великолепные
отношения. Я знаю, что это личная инициатива посла, которую поддержали
музеи Италии и руководство страны", - сказал Авдеев.
"Это великолепный жест дружбы", - отметил он по-итальянски.
"Дама с единорогом" до 24 марта пробудет в особняке Берга в Денежном
переулке, где располагается посольство Италии, а затем переедет в ГМИИ
имени Пушкина и пробудет там до 10 мая. Шедевр Рафаэля открывает целую
программу моновыставок: в июне и июле в посольстве будут показывать
"Двойной портрет" Джорджоне из римского палаццо Венеция, в
сентябре-октябре, возможно, привезут "Голову Медузы" Бернини (1630) из
Капитолийских музеев, а в декабре-январе покажут "Юношу с корзиной
фруктов" Караваджо, снова из галереи Боргезе - последнее полотно примет
также участие в масштабной выставке, намеченной на декабрь 2011 -
февраль 2012 годов.
"В России от Италии ожидают очень многого, и мы постараемся
оправдать ожидания", - отметила Джельмини, пообещав, что связанные с
Италией события продолжатся в России и в 2012 году.
"Озонная" живопись
"Дама с единорогом" написана в 1504 году, когда совсем еще молодой
Рафаэль приехал во Флоренцию и ненадолго пересекся там с Леонардо да
Винчи и Микеланджело. "Коненчо, он был захвачен, потрясен Джокондой", -
отметила директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.
Историки искусства неоднократно сравнивали два портрета улыбающихся
дам, однако, убеждена Антонова, сравнения начинаются и заканчиваются на
том, что обе героини представлены зрителю на фоне пейзажа.
"Образ Леонардо - это образ, построенный на контакте со зрителем. Но
Джоконда - это психологическая атака, сгусток энергии, и главную роль в
этом играет знаменитое леонардовское "сфумато" (прием в живописи,
смягчение очертаний изображаемого), тревожащее зрителя. Рафаэль
проводит волевую атаку другого характера: он опирается на пластическую
силу образа, для него огромную роль играет цвет. Я называю эту живопись
"озонной", насыщенной кислородом, из-за ее очень высветленного тона,
который создает образ чистоты, невинности, женственности и многих
других достоинств, которые есть в этой женщине", - сказала директор
ГМИИ.
Три в одном
По словам главы Объединенных музеев Рима (Polo museale di Roma)
Росселлы Водре (Rossella Vodret), героине Рафаэля за время создания
картины пришлось сменить несколько ролей, и обнаружилось это лишь во
время радиографического исследования, которому "Дама с единорогом"
подверглась в 1927 году, впервые в истории итальянской науки.
Обнаружилось, что сначала Рафаэль писал девушку с собачкой на
коленях. "Возможно, речь шла о свадебном портрете, который перед
бракосочетанием предполагалось отослать жениху. Собачка - это символ
супружеской верности", - сообщила Водре.
Однако картина не была закончена.
"Почему - мы не знаем. Возможно, свадьба расстроилась, возможно,
жених скончался. Как бы то ни было, Рафаэль вернулся к этой вещи лишь
спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь
обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины
менялся: единорог - знак чистоты и непорочности", - сказала глава
Объединенных музеев.
По ее словам, через несколько десятков лет, в конце XVI века "Дама с
единорогом" превратилась в святую Екатерину Александрийскую:
неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем
плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации
1935-36 годов картине вернули прежний вид. Параллельно появилось
предположение, согласно которому "Дама с единорогом" была портретом
Джулии Фарнезе, любовницы папы Александра VI Борджиа, однако
впоследствии гипотезу сочли необоснованной.
Водре отметила, что "Дама с единорогом" крайне редко покидает
пределы Италии. Подготовка ее визита в Москву длилась три месяца:
вначале был изготовлен герметичный контейнер, в котором должен
сохраняться привычный для картины микроклимат, затем деревянный ящик
особой конструкции, позволяющей жестко закрепить контейнер, не давая
хрупкой доске сдвинуться даже на миллиметр. В специально оборудованном
автомобиле шедевр Рафаэля доставили в римский аэропорт, а оттуда он
правительственным бортом прилетел в Москву.
|