В счастливые докризисные времена российские кинопрокатчики покупали все, что плохо лежало. Платили огромные деньги за фильмы, не сулившие столь же больших сборов (до 5% всего бюджета картины, что очень много). Платили бешеные деньги за картины Карвая, Озона и Триера – только чтобы не доставались они конкурентам. Этот кризисный год ознаменовался падением объема закупок. На посетителях кинотеатров это вроде бы не сказалось: афиша на первый взгляд довольно разнообразна. Но качество ее сильно хромает. Без проблем на экраны пробивается сейчас только «мэйнстрим» - массовая продукция больших голливудских студий, имеющих в России свои представительства, и сильно уступающие им по качеству отечественные образцы, чаще всего являющие собой либо откровенную кальку с успешных заокеанских фильмов («Любовь в большом городе», «Любовь-морковь», «Черная молния»), либо спекуляцию на сиюминутной популярности телевизионных комедийных звезд («Самый лучший фильм», «Платон», предстоящее бедствие под названием «Наша Russia: Яйца судьбы»). Современных кинозалов в нашей огромной стране меньше двух тысяч. Посмотрим, каким фильмам не нашлось в них места в этом году. Шедевр Михаэля Ханеке «Белая лента» в мае выиграл золото в Каннах, но был с тех пор показан в России лишь в рамках Московского фестиваля, да и то не по-человечески, а с DVD. В прокатных списках 2010 не значится ни эта картина, ни ленты, выигравшие Берлинский и Венецианский фестивали – «Молоко скорби» и «Ливан». Допустим, это кино «не для всех», и его отсутствие на экранах нашей стремительно глупеющей страны будет замечено немногими. Но вот названия некоторых потенциальных зрительских хитов, которые так и не появились в уходящем году у нас в прокате: «Чтец» Стивена Долдри – эротическая драма о любви бывшей эсэсовки с молодым мальчиком, принесшая Кейт Уинслет «Оскара» и «Евро-Оскара». «Яркая звезда»– высококультурная мелодрама из жизни поэта Китса в постановке Джейн Кэмпион, автора «Пианино». «Дорогуша» Стивена Фрирса – еще одна шикарная эротическая мелодрама в исторических декорациях от постановщика «Опасных связей» с любимицей публики Мишель Пфайфер в главной роли. «Дорогуша» Стивена Фрирса – шикарная эротическая мелодрама с Мишель Пфайфер в главной роли
«Капитализм» Майкла Мура – скандальный документальный фильм, который явно вызвал бы фурор на пике кризиса. «Мелкие проделки» Жан-Пьера Жене – комедийное фэнтези от постановщика всенародно любимой «Амели» Крест на этих фильмах я бы все же ставить не стал. Выходит же в январе, спустя полтора года после премьеры в Венеции блистательный военный триллер Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури». Значит, и другие отменные картины, возможно, через несколько лет доберутся до наших экранов.
|