Его предыдущий фильм вызвал гнев праведный у активистов движения против расовой сегрегации, национализма, антисемитизма, а также у правительственных чиновников Казахстана. Теперь британский комик Саша Барон Коэн обнаружил, что на него всерьез обиделись другие правозащитные группы, отстаивающие права сексуальных меньшинств.
За месяц до премьеры своего последнего сатирического фильма Коэн вызвал бурные дебаты и стал причиной потока жалоб со стороны представителей гомосексуального лобби, которые подозревают актера в некоторых "излишествах". Речь идет о его очередном альтер-эго – гипертрофированном гее из Австрии по имени Бруно, который работает репортером модного канала. Персонаж, находящийся в центре истории, носит майки в сеточку и кожаное исподнее, не брезгует одежкой в стиле БДСМ и ставит своей целью вывести на чистую воду недалеких граждан, продемонстрировав публике их невежество и нетерпимость. Ведь речь идет о реальных людях, с которыми Коэн в образе Бруно встречался во время своего долгого путешествия по Америке. Но многие юмора не поняли, и вместо этого обвинили актера в укреплении идиотских стереотипов о геях.
На прошлой неделе представители нескольких либеральных групп утверждали, что поведение Бруно и его образ – выбеленные волосы, косметика, выбритые ноги, ягодицы и грудь – лишь поспособствуют укоренению гомоненавистнических представлений вместо того, чтобы противостоять им. "Некоторым людям из гей-сообщества это кино может быть и понравится, но многие не собираются с ним соглашаться, - строго вещала Рашад Робинсон, представитель организации GLAAD (Гей-лесбийский Альянс против клеветы). - Действуя из лучших побуждений в надежде изобразить острую сатиру, Саша Барон Коэн вызвал многочисленные проблемы, которые связаны с прямыми нападками на людей".
Особенно госпожа Робинсон обеспокоена сценой, в которой Бруно появляется в телевизионном ток-шоу с усыновленным ребенком на руках. Темнокожий малыш одет в маечку с надписью "gay-by". При этом Бруно оказывается один на один с аудиторией, настроенной крайне консервативно, если не сказать - агрессивно. Кроме того, недовольство вызывает сцена, где персонаж Коэна пытаетсясоблазнить экс-кандидата в президенты США от Республиканской партии Рона Пола (который выходит из комнаты, бормоча под нос "пидоры"), или берет уроки у преподавателя боевых искусств, обучающего его отбивать атаки "хищных геев, вооруженных самотыками".
В трейлере фильма сообщается, что публике будут показаны "реальные сцены с участием реальных людей". Правозащитные ЛГБТ-группы, которые в настоящее время ведут напряженную борьбу за легализацию однополых браков, обеспокоены тем, что американские зрители не в состоянии будут оценить иронию Коэна и покинут кинотеатры "с чувством глубокой гомофобии".
Еще одна мощная гей-организация, "Кампания по правам человека" (HRC), призвала к тому, чтобы кинолюбителей специально проинструктировали: "лечение от гомосексуальности" невозможно, поскольку это – не болезнь. Причина – в том, что в какой-то момент Бруно решает излечиться от "порочных наклонностей", дабы начать новую жизнь.
"Мы настаиваем, что Саша Барон Коэн и компания Universal Pictures несут ответственность за то, что их картина может вызвать вспышку гомофобии", - заявил представитель HRC.
Впрочем, проблемы, которые уже вызвал фильм, не ограничиваются лишь недовольством гей-организаций. На прошлой неделе Брукс Барнерс, журналист "Wall Street Journal", сообщил, что сэр Элтон Джон отказался дать разрешение на то, чтобы его песня "Can You Feel the Love Tonight" звучала саундтрэком к фильму в заключительной сцене, когда двое мужчин, принимающие участие в реальном состязании по борьбе, начинают целоваться. Сэр Элтон, известный не только как музыкант, но и как гей-активист, "побледнел, когда узнал о содержании сцены", пишет Барнерс, цитируя "одного из помощников певца", и добавляет, что свои песни Элтон позволил использовать в картине, но в гораздо менее провокационных сценах.
Саша Барон Коэн выстроил свою карьеру, создавая персонажей, которые вызывали многочисленные споры. Известным его сделал Али Джи – одно из первых альтер-эго актера, в котором, по замыслу автора, воплощалась сатира на белых молодых людей из среднего класса, увлекающихся идеями гангста-рэпа и отчаянно косящих под "крутых черных пацанов". Однако многие этого не поняли и посчитали Коэна расистом. После того, как еще один известный персонаж – Борат Сагдиев, - обвинялся в антисемитизме, сам актер легко отклонил подобные нападки, сославшись на то, что является евреем. Но с Бруно этот номер не прокатит, ведь в жизни Коэн – стопроцентный гетеросексуал, у которого есть невеста (австралийская актриса Исла Фишер) и маленькая дочь.
Компания Universal Pictures, финансировавшая проект, выступила с заявлением о том, что Бруно "использует провокационные комедийные средства, чтобы выставить в сатирическом свете различные формы нетерпимости, в том числе и гомофобию". "Попадая в радикально опасные ситуации, Саша Барон Коэн вынуждает людей бросить вызов собственным стереотипам и предвзятому мнению. Мы считаем, что большая часть зрителей поймет и оценит несомненные позитивные намерения этого фильма", - сообщил представитель компании.
Однако сомнений более чем достаточно – и не только у гей-сообщества. Например, в некоторых странах Европы не согласны с тем, что Бруно провозгласил себя "самым известным австрийцем со времен Гитлера" и "живым воплощением австрийской мечты о встрече с любимым, покупке замка и создании семьи".
|