Третьего мая студенты-медики собираются провести традиционное факельное шествие, посвященное очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне. Вечером первого мая на будничное мероприятие обратили внимание оппозиционные блогеры, которые увидели в шествии исторические аллюзии. За несколько часов местечковая акция стала поводом для нешуточных споров и баталий: есть тут фашизм или нет?
Участники шествия планируют пройти по Садовому кольцу от главного корпуса Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) до Клинико-диагностического центра на улице Долгоруковской, во дворе которого находится памятник воину-медику. Во главе колонны выстроятся 63 человека с факелами - по числу студентов и выпускников университета, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.
"Огонь - символ вечной памяти", - говорится на странице с описанием шествия на сайте МГМСУ. Однако вечером первого мая этот самый огонь стал поводом для бури в блогосфере: одни возмущались самим факельным шествием накануне Дня Победы (к празднованию которой, между прочим, оно и приурочено), другие - самим этим возмущением.
Главным противником факельного шествия стал микроблог "За честные выборы", у которого, как можно понять, после четвертого марта "основных обязанностей" не осталось, зато остались 23 с лишним тысячи подписчиков. Он-то и предложил использовать хэштег "#стопфакельноешествие" и распространять информацию о самом шествии максимально широко.
И хэштег этот, надо сказать, действительно неплохо разошелся: уже через несколько часов он вышел в тройку самых популярных тем российского сегмента Twitter, уступив только двум железобетонным лидерам Дня труда: "#первомай" и "#1мая". Поводом для этого стала вполне очевидная ассоциация между происходящим в современной России и событиями тридцатых годов двадцатого века в Германии.
Лучше всего аргумент противников факельного шествия выразил оппозиционный активист Виталий Шушкевич: "Факельным шествием 25000 штурмовиков приветствовали назначение Гитлера рейхсканцлером Германии 30 января 1933 года #стопфакельноешествие". А раз этим занимались фашисты, то негоже устраивать такие акции, да еще и ко Дню Победы. Тут же стали появляться фотографии "тех самых" факельных шествий и записи (осторожно, ненормативная лексика!) в стиле "мой дед воевал".
"Германские" аллюзии появились и у президента фонда "Холокост" Аллы Гербер, которыми она поспешила поделиться с "Эхом Москвы". Масла в огонь подлил галерист Марат Гельман, у которого возникли "идиотские", как он сам выразился, ассоциации с Ночью разбитых витрин, или Хрустальной ночью, первой антиеврейской акцией в Германии: "Сегодня лидер нации в пивбаре, послезавтра факельное шествие, а когда хрустальная..."
К "фашизму", как уже можно догадаться, моментально пристроили возвращение Владимира Путина: раз германское факельное шествие проходило в честь назначения Гитлера рейхсканцлером, то почему бы грядущую акцию студентов не увязать с инаугурацией, намеченной на седьмое мая. Некоторые действительно увязали, в результате чего получились "штурмовики Якеменко", празднующие "победу над русским народом".
"Штурмовики Якеменко" возникли в головах противников шествия неслучайно: Кремль любит привлекать участников своих бесчисленных молодежных организаций к акциям разной степени бессмысленности. Да и презрительные слова "нашисты" и "путинюгенд", которыми давно называют прокремлевскую молодежь, удачно вписались в "антигерманскую" риторику.
"Нашистскую" тему развил и известный журналист "Коммерсанта" Олег Кашин, который ни с того ни с сего сообщил, что к шествию студентов-медиков присоединится певица Виктория Дайнеко. Как на это отреагировала Дайнеко, доподлинно неизвестно, но, судя по чужим ретвитам удаленных ею сообщений, потребовала перестать приплетать ее к политическим мероприятиям.
Прокремлевской молодежи, к слову, факельные шествия знакомы не понаслышке. И движение "Наши", называющее себя антифашистским, проводило такие акции, и "Молодая Гвардия Единой России" не отставала. Но особо бурной реакции это раньше ни у кого не вызывало. Возможно, потому, что тогда не было инаугурации Путина (или твиттера). Сейчас же одного предположения о том, что "нашисты" связаны с шествием студентов-медиков, хватило, чтобы трансформировать его в "фекальное".
Факельные шествия, действительно, и в наше время довольно популярны среди сторонников праворадикальных взглядов. Их часто устраивают украинские националисты и немецкие неонаци, а когда-то пытались провести и русские националисты (но, к разочарованию журналистов, передумали). Впрочем, нельзя забывать, что факельными шествиями не раз поминали жертв геноцида армян, а в Индонезии как-то зажгли три тысячи факелов просто "как символы надежды и молитвы".
Блогеры постарше стали вспоминать, что и в советские годы частенько проводились такого рода акции. Например, блогер badger_, который нашел множество свидетельств проведения факельных шествий в России. Да и акция студентов-медиков проходит уже который год, но отчего-то раньше не вызывала столь бурных споров (впрочем, некоторые утверждают, что они и раньше возмущались, но их никто не слышал).
Раз борьбой с факельным шествием занялись преимущественно оппозиционеры, то прокремлевцы в лице Олега Володина поспешили уличить их в непоследовательности. Так, Володин утверждает, что первое мероприятие из числа тех, которые трансформировались в факельные шествия студентов-медиков, было "оппозиционным" - его проводил в 2005 году "Союз коммунистической молодежи" (хотя эти акции комсомольцев и студентов могут быть и не связанными друг с другом). Позже, подчеркнул Володин, акции медиков были аполитичными - и действительно, в фотоотчетах с предыдущих шествий политическая символика не фигурирует.
Но было бы неверным говорить, что против факельного шествия выступили все оппозиционеры. К примеру, известный "синеведерочник" Данила Линдэле недоумевал: "А почему факельное шествие воспринимается исключительно как признак фашизма? Ну хотят люди почтить память, не со свастикой же идут,не зигуют". Понимание Линдэле нашел не у всех своих читателей: многие настаивали, что шествие является символом фашизма, на что "синеведерочник" раздраженно предложил запретить еще и коричневые рубашки и фуражки.
Как бы то ни было, больше 70 процентов традиционно либеральной аудитории "Эха Москвы" высказалось против шествия студентов. Сами студенты, впрочем, оправдываться не стали, а просто назвали глупыми тех, кто сравнивает их мероприятие с нацистскими акциями.
Похоже, что простой и немногословной реакции медиков оказалось достаточно, чтобы несколько утихомирить страсти: если первого мая движение "За честные выборы" прямо призывало помешать проведению акции, то заявление студентов оно предложило обсудить. Если тенденция сохранится, то вечером третьего мая к МГМСУ выйдут только студенты с факелами, которым никто не станет ни мешать, ни помогать. И их акция останется просто акцией в память о тех, кто не вернулся с фронта.
Султан Сулейманов
|