Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости. Яркий разносторонний талант и твердый характер - вот визитная карточка одного из самых любимых публикой актеров, Владимира Этуша. 6 мая народному артисту СССР исполняется 90 лет. Обаятельные мерзавцы Под колоссальное комедийное обаяние этого человека с младых ногтей попадает вот уже не одно поколение отечественных зрителей, а фразы, произносимые его персонажами, давно уже стали классикой устной и письменной речи. И это несмотря на то, что его герои, как правило, нечистые на руку хитрые проходимцы. "Я готов на подлости. Я готов на гадости", - припевает-приговаривает его Карабас-Барабас из кинофильма "Приключения Буратино", а при случае добавляет - "щас как дам больно!" Посмотрите фотоленту: "Народный" Владимир Этуш >>
"Все, что нажил непосильным трудом, все же погибло: три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая - три куртки. И они еще борются за почетное звание дома высокой культуры и быта" - причитает Шпак, вороватый стоматолог из комедии "Иван Васильевич меняет профессию". Что уж говорить о самой знаменитой роли Владимира Абрамовича в искрометной "Кавказской пленнице", - товарище Саахове, бюрократе, казнокраде и вдобавок трусоватом похитителе юных барышень? "Честь открытия дворца мы предоставляем прекрасной женщине, девушке, которая олицетворяет собой новую судьбу женщины гор, понимаешь. Это студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица" - с самодовольным видом заявляет этот всесильный районный князек с замашками феодала, подкатываясь к Нине в исполнении Натальи Варлей. И понарошку, и всерьез По мнению киноведа Сергея Капкова, яркой актерской чертой Этуша является мастерское владение гротеском.
"Его переходы от трагического к комическому - абсолютно естественные и натуральные. Он играет вроде бы понарошку и вместе с тем вполне серьезно, без комикования", - рассказал Капков в интервью РИА Новости. По словам, собеседника агентства, того же Шпака другой актер мог бы сыграть чересчур эксцентрично, и в итоге неестественно или, наоборот, слишком ушел бы в серьезность и не вызвал бы смеха. Капков подчеркнул, что Этуш всегда точен в рисунке любой исполняемой им роли и никогда не переигрывает, и потому не раздражает зрителя и не приедается ему. Народный артист РСФСР Валентин Гафт полагает, что Этуш привлекает в первую очередь своим замечательным актерским умом и потрясающим чувством юмора. В интервью обозревателю РИА Новости Гафт рассказал о том впечатлении, которое произвел на него Этуш в роли Саахова: "Казалось бы, ничего сложного не происходит, но посмотрите - какая вера в обстоятельства, какой смешной акцент, какой глаз, никакого "жима" и какой в итоге получился живой человек, и это смешно". По словам народного артиста Российской Федерации Вениамина Смехова, блистательный комедийный талант Этуша проявился с первых же его шагов на актерском поприще. В беседе с обозревателем РИА Новости Смехов вспомнил о знаменитом спектакле театра им. Вахтангова "Два веронца" (основанном во многом на импровизации и находчивости двух актеров), в котором Этуш играл Ланса. "Переиграть, пересмешить в этой роли не удалось никому в мире, кроме Этуша. Спектакль был знаменитый, великолепный", - отметил Смехов.
Владимир Этуш (Гергори Соломон) в сцене из спектакля "Пристань", который будет представлен на юбилейном вечере московского Театра имени Вахтангова, 13 ноября отмечающего 90-летие. "Пристань" создана по мотивам произведений классиков мировой литературы: Бертольда Брехта, Ивана Бунина, Федора Достоевского, Фридриха Дюрренматта, Артура Миллера, Александра Пушкина, Эдуардо де Филиппо. К сказанному добавлю знаменитую маску Бригеллы из замечательного спектакля-импровизации "Принцесса Турандот", а также Журдена из "Мещанина во дворянстве". Из последних работ актера нельзя не отметить его участие в спектакле "Пристань" по мотивам произведений Брехта, Бунина, Достоевского, Дюрренматта, Миллера, Пушкина, де Филиппо, Шекспира - к 90-летию театра им. Вахтангова, которому Владимир Абрамович отдал всю свою творческую жизнь. Владимир Этуш рассказал о новой эпохе театра имени Вахтангова >> Пугающая серьезность По словам Смехова, "второе неотъемлемое качество этого могучего гражданина державы артистов - его чрезвычайная и сжигающая серьезность, которой он и вооружал и заражал, раздражал и пугал своих питомцев". Надо сказать, что Смехов знает, о чем говорит - в 1958 году Этуш отчислил его со своего курса в театральном училище им. Щукина. "Он вовремя разглядел во мне какую-то застенчивость, не годящуюся к делу, и встряхнул на всю жизнь меня тем, что предложил после первого курса уйти куда-нибудь в математики", - рассказал Вениамин Борисович, подчеркнув, что по-прежнему считает Этуша своим учителем № 1.
Как говорил Король в исполнении Этуша в "Старой, старой сказке" - "Как прокурор я требую смертной казни, как адвокат я не вижу смягчающих обстоятельств и как судья приговариваю тебя к отрублеванию. Суд окончен". Суровый нрав Владимира Абрамовича испытал на себе и Капков, еще студентом придя к нему, в ту пору ректору Щукинского училища, на интервью. Когда Капков вошел в кабинет, Этуш долгое время не поднимал глаз на вошедшего: "Я стоял напротив стола и боялся пошевелиться. Он слегка поднял глаза, глазами предложил мне сесть - я был раздавлен и чувствовал себя, как в клетке со львом. Он внушал дикий ужас", - рассказывает собеседник агентства, подчеркнув, что большинство комедийных актеров в жизни совсем другие, нежели на сцене или экране. Во многом твердость характера юбиляра закалила война, на которую он, будучи студентом той же "Щуки" и имея бронь, ушел добровольцем. Многие замечательные отечественные актеры, которые запомнились зрителям прежде всего своими комедийными ролями, прошли через огненное горнило войны, были ранены: Евгений Весник, Зиновий Гердт, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов, Владислав Стржельчик, Юрий Никулин, Юрий Катин-Ярцев, Николай Гринько, Владимир Басов... Со многими из них Владимир Этуш работал в кино - в тех же "Приключениях Буратино" или "Кавказской пленнице", которую снял еще один фронтовик - Леонид Гайдай. И он там был Этуша, окончив курсы военных переводчиков, попал лейтенантом в пехоту. Оборонял Северный Кавказ, освобождал Ростов-на-Дону, а затем и Украину. Был награжден двумя боевыми орденами и двумя медалями. Был тяжело ранен в бою, получил инвалидность, и в 1944-м - комиссован. Видел всякое. Например, собственную… смерть. Однажды, во время атаки, идущего рядом старшего сержанта ранило в грудь. Этуш, чтобы раненому было легче дышать, подтянул к себе, приподнял, и тот вдруг обмяк: пуля, которая предназначалась офицеру, попала в голову сержанту, который невольно спас Этуша.
В автобиографической книге "И я там был" актер вспомнил и многое другое, о чем долгие годы не принято было упоминать: "Комдив застрелил солдата, потому что тот позволил себе взять в каком-то доме гитару и заиграть, хотя все силы тогда следовало отдавать наступлению. Замполит дивизии лично расстрелял хорошего парня, старшину, за то, что не туда побежал, а помощник замполита полка убил начальника продсклада за то, что тот отказался налить ему стакан водки. Застрелил за стакан - и ничего: разжаловали, но оставили служить при штабе. Так там и болтался без дела". Пережив такое, по-новому смотришь на жизнь. Как сказал Валентин Гафт, "это сильный и энергичный человек, который прошел очень интересную жизнь и которому свыше дан дар божий - обладать магнетизмом настоящего актера". А Вениамин Смехов добавил: "Он продолжает играть и удивлять силой и этим сочетанием юмора и серьезности. Или, как он любит говорить, сурьеза". Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
|