Я не просто одержимый, я в немедицинском смысле «сумасшедший»: когда я снимаю, не замечаю времени, никогда не болею. Меня можно назвать «наркоманом», только в смысле кинематографа – я не могу без этого. Я не могу отдыхать: уезжаю отдохнуть максимум на неделю, на третий день уже возвращаюсь.
Об участии Владимира Машкова в фильме "Край": Я побаивался некоторой его звездности, мы с ним работали первый раз. Причем до этого я ему давал какие-то сценарии – контакта было ноль, он мог не позвонить, вообще ничего не ответить. В этом случае, как только я послал сценарий, приготовившись ждать недели полторы-две, как он через три часа позвонил и сказал "да": настолько это его взяло. Мы с ним решили, что он будет практически лысый, коротко стриженный. Было еще несколько месяцев до начала съемок. Была проба – не его, он был утвержден мгновенно, как только прочитал сценарий и сказал, что это его – он пришел на пробы и спросил у нашей гримерши: "У тебя есть машинка?" Потом сказал: "Подождите секундочку", - куда-то исчез и через 20 минут пришел совсем лысый. Я сказал: "Еще столько времени до съемок!" "Мне нужно сейчас настраиваться, а это мне мешало", - сказал он. Он не просто погружался – такого фанатизма я никогда не видел. Даже когда у нас была пара дней выходных – а мы снимали в очень тяжелых условиях, в 150 км от Петербурга, – он никуда не хотел уезжать. Что меня поражает, прошло полтора года после съемок, он еще не снялся ни в одном кадре; я уже не говорю о том, что во время съемок он не мог где-то сниматься или играть в театре. "Полтора года, - говорит он, - это меня не отпускает".
О показе фильма "Край" на Международном кинофестивале в Торонто: Я очень боялся этих просмотров. В Торонто я уже в 3 раз. Когда показывался "Космос как предчувствие", вопросов было много: "А почему так? А почему эдак?" Здесь было пять показов. Когда фильм сделан, я никогда не смотрю его в зале – хожу около, нервничаю. Каждый раз, когда скрипит дверь, и кто-то выходит, для меня начинаются очень неприятные минуты. Не скрою: несколько человек выходило и на просмотрах в Торонто, но повального выхода не было. И самое удивительное – после показа не было ни одного вопроса "объясните" - были только вопросы: "Как вы это снимали?". Такие вопросы мне понятны и приятны.
Об использовании массовки в фильме "Край": Я могу потребовать от актеров того, что на грани. Приведу пример. Там есть кадр, когда из горящей бани (баня горела по-настоящему) выскакивает один наш актер (Женя Ткачук) и женщина из массовки, практически голая. Ночь. 25 градусов мороза. Стоит 30 женщин. Мне даже неудобно было сказать, что надо раздеться и проскочить через огонь, хотя все меры были приняты: стоял каскадер, были мази и т.д. Я думал, что выйдет максимум один человек, и то, надо постараться убедить. Только я это произнес – все 30 сделали два шага вперед. Мы снимали семь ночей подряд. Опять мороз. У актеров был вагончик, а у массовки ничего этого не было. 12 часов надо было терпеть. Это были постоянные люди, мы их тщательно выбирали. Я подошел к ним спросил: "Как же, мы в 6 утра заканчиваем, вы же все работаете?" Они ответили: "Знаете, а мы все взяли бюллетени, купили. Мы очень хотим сниматься".
Об особенностях работы с актерами: Я очень люблю актеров. Все знают, что бы ни делал актер: капризничал, ругался – никто не имеет права ему что-то ответить. На съемочной площадке актер – это бог… Я считаю, что актера надо настраивать до начала картины. Я безумно люблю, чтобы мы до съемок прочитали с каждым актером сценарий. И мы сразу говорим: что, как и почему – на съемочной площадке ты можешь только внести корректировки.
О конфликте с актрисой Ириной Пеговой из-за ее опоздания на съемки фильма "Космос как предчувствие": Другим я не позволяю, но себе могу иногда позволить прикрикнуть на актера и что-то сказать нелицеприятно. Ира опоздала на самолет. Мы были в Феодосии. Мы все ждали ее. К сожалению, у меня бывают вспышки ярости. Я не могу простить измену не себе, а именно фильму. Фильм для меня – живое существо.
О съемках фильма "Прогулка": На "Прогулке" был эпизод, когда под дождем Ирина Пегова произносила очень страстный монолог. Мне казалось, что она с этим справится легко. Как назло, в Петербурге в эти дни не было ни одного дождя. Стояло две поливальных машины, и эти машины поливали всю группу, все были мокрые до предела. Снимаем дубль – ничего не получается, стоит абсолютно сухой человек (по внутреннему содержанию). Я спрашиваю: "Ира, в чем дело?" Она говорит: "Воды мало". В этот момент режиссеру надо принять решение. Я как-то сообразил, хватило мне интуиции, повернулся и сказал: "Сегодня закончили, а завтра еще две поливальные машины". Привезли эти две машины. Внешний эффект был абсолютно тот же самый, но она сыграла обалденно. Что-то ей мешало, и она нашла в этом причину. Надо было ей помочь.
О выборе актера на главную роль в фильме "Пленный": На фильме "Пленный" у меня была критическая ситуация. Актер меня подвел в первый съемочный день одним своим крупным недостатком – алкоголем. Я, ни секунды не сомневаясь, выгнал его, но за одну ночь надо было принять решение. Актер Слава Крикунов, который в результате сыграл главную роль, - замечательный парень. Я его случайно обнаружил в Москве, он приехал из Владивостока пробоваться в Театр Советской армии. Этот человек не просто вписался профессионально, я его угадал, вычислил.
О сыновьях: Мой младший сын Илья уже считает себя режиссером более опытным, чем я. Он учится на втором курсе ВГИКа. Он никогда меня ни о чем не спрашивает. Это я прошу: "Покажи, мне интересно, что происходит у тебя на экране". То ли он сознательно это делает… Когда-то я сам это испытал. Мой отец был режиссером, оператором-документалистом, делать первые шаги в кино мне было очень сложно. Продолжение – это хорошо, другое дело – надо понять, а стоит ли идти в кино, потому что это не просто адский труд, если по-настоящему к нему относиться, это запредельное состояние.
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!