«Мы же не в Голливуде»
Проводить мастер-класс Кравченко довелось впервые в жизни. Опыт был необычен для актера тем, что вопросы здесь задавали в основном не журналисты, а студенты и преподаватели.
Тем, кто постарше, Кравченко известен как исполнитель главной роли в фильме Элема Климова «Иди и смотри», другим – как серьезный театральный актер, а большинству - по ролям бандитов, спецназовцев и прочих людей с автоматами в руках в телесериалах. Вот и вначале на сцене учебного театра предстал Кравченко «для большинства», спортивно-боевой. По ходу разговора выяснилось, что актер заметно устал от образа Кравченко-спецназовца, к которому привыкли зрители.
«Надоело драться и стрелять на экране, - сетовал артист. - Режиссеры перекормили меня ролями суперменов, увешанных оружием. Но я не уверен, что завтра мне на блюдечке принесут шикарный сценарий. Да и семью кормить надо. Не раз зарекался: не буду больше сниматься с оружием. Но тут опять начинался какой-нибудь «Спецназ». Есть голливудские актеры, которые и не хотят сниматься в других жанрах. Но мы же не в Голливуде! Убивает, когда меня сравнивают с Чаком Норрисом».
Театр, в том числе и антрепризный, для актера — отдушина, поскольку там у него разноплановые роли. А любимый театральный режиссер Кирилл Серебренников - один из немногих пытается на репетициях «выдавить» из актера боевика.
Довел до слез съемочную группу
Конечно же, не обошлось без вопроса о фильме «Иди и смотри», с которого, собственно, и началась кинокарьера Кравченко. Ходили слухи, что после этого фильма-шока Климов повесился, а Кравченко сошел с ума, что его три года лечили. На самом же деле три года актер служил на флоте, после чего пошел учиться в «Щуку» (Щукинское училище).
Как же далекий от кино мальчишка попал на съемки фильма мэтра российского кино? «Мой одноклассник попросил меня съездить с ним за компанию на пробы. Мы приехали рано утром на «Мосфильм», там была куча народу. Им был нужен светловолосый голубоглазый мальчик, и меня заодно со всеми сфотографировали. А потом меня завели за ширму... Там стоит кушетка, а рядом человек пятнадцать. И все смотрят на меня. Мне говорят: представь, что твоя мама умерла. Не знаю, что со мной произошло, но я зарыдал, закричал: «Мама, мамочка…» Вижу – все вокруг в слезах. И тогда я понял, что это победа…»
Но перед съемками Элем Климов приготовил ему еще одно испытание. Алексею предложили в течение четырех часов смотреть хронику, снятую в концлагере, а потом угостили чаем с тортом. И лишь когда мальчишка отказался от угощения, режиссер утвердился в своем решении снять Алексея в главной роли.
«Фильм снимался с огромным напряжением, - вспоминает актер. - Климов действительно боялся, что я могу сойти с ума. И доктор обучил меня технике аутотренинга, которой я до сих пор пользуюсь».
Кролики и удавы
Потом настало время самого мастер-класса. И Алексей Кравченко, впервые попробовавший себя в роли театрального педагога, неожиданно проявил режиссерскую хватку. Например, в сцене из горьковских «Мещан», когда героиня соблазняет безвольного молодого человека, он предложил студентам играть в два раза быстрее. При этом убрать со сцены и из актерских приемов все лишнее. Обращаясь к исполнителям, он объяснял суть эпизода так: «Ты должен быть кроликом, а она — удавом». Похоже, здесь и самому Кравченко роль мудрого удава-преподавателя пришлась по душе и явно удалась.
Материалы предоставлены газетой "Волжская коммуна"