28
ноября исполнилось 130 лет со дня рождения Александра Блока.
Современники никого из поэтов не ставили так высоко, как этого.
Родился Блок в Санкт-Петербурге, а умер в Петрограде. И все его
творчество, вся его личность неразрывно связаны с городом на Неве.
Именно Блок из всех своих современников считается самым "петербургским"
поэтом.
Писать стихи Блок начал в пять лет. И
писал до самой своей смерти. Главный образ всех его произведений
— Прекрасная Дама. Блок был большим символистом, чем все
те, кто представлял это поэтическое направление, но не в том ключе, в
каком себя символисты позиционировали. Он был символистом по рождению.
И его Прекрасная Дама — это символ, но не небесный, запредельный,
как у его старшего вдохновителя Владимира Сергеевича Соловьева, а
земной и близкий. Прекрасной Дамой Блока была Россия. Правда понял поэт
это далеко не сразу.
Первой место Прекрасной Дамы в жизни
Блока заняла Любовь Менделеева. Воздушная Офелия с золотыми волосами
ниже колен, с таким невинным выражением нежного полудетского лица,
которое трогало всех, кто ее знал. Внешность Менделеевой была
олицетворением Прекрасной Дамы из далекого прошлого, прекрасных легенд
и высоких философских теорий. Блок, как никто чуткий к красоте и
искавший физический символ идеала, обожествлял эту юную девушку.
Они вместе играли в Гамлете: он —
помешавшегося принца, она — его печальную возлюбленную. Блок и в
жизни продолжал играть Принца, который нашел свою Даму сердца и славит
ее в стихах, фантазиях, мечтах. Дама же, ответив взаимностью (Блок
и Менделеева поженились), не смогла сделать своего Принца счастливым.
При всей своей картинной
внешности Любовь оставалась обыкновенной молодой, здоровой девушкой, со
сложившимся характером и четкими представлениями о супружеской жизни.
Символизм и прочие романтические страсти были хороши для нее на сцене,
а не в собственной спальне. Супружество не сложилось. Блок, убедившись,
что его жена далека от идеала, который он воспевал в своих стихах,
продолжил поиски Прекрасной Дамы. Менделеева, тоже меняя любовников,
увлеклась актерским искусством.
Стихи
Блока сразу отвели ему особое место в литературных кругах. Ни у кого не
возникало сомнения, что Блок — поэт особенный. За это его ужасно
не любил Николай Гумилев, который всегда тайно (а иной раз и
явно) завидовал славе и признанию Блока. Поэты, по праву
считавшиеся самыми основными фигурами литературной жизни своей эпохи,
практически не общались и всегда были холодны друг с другом. Но именно
Блок после расстрела Гумилева открыто говорил о нем, как о самом
недооцененном и талантливом своем современнике.
Многие из тех, кто любил Блока,
впоследствии не могли ему простить того, что он принял революцию.
Особенно кощунственной для них выглядела поэма "Двенадцать". И то,
что поэма была произведением талантливым настолько, что от ее чтения
мурашки бежали по коже, вызывало только еще большие осуждения с их стороны.
После
"Пушкинской речи" Блоку простили все и всё. Это было фактически
последнее его выступление на публике — 10 февраля 1921 года.
Блок, уже тяжело больной, произвел на всех собравшихся неизгладимое
впечатление. Современники потом свидетельствовали, что записанная, эта
речь не дает и половины того эффекта, чем тогда, когда ее
медленно, но внятно читал сам автор.
Блока, за золотистые волосы и светлые
глаза, за его обаяние, часто именовали светлым, сияющим. К концу жизни
от этого сияния фактически ничего не осталось — тени легли под
глазами, тени окружали его со всех сторон. И на его Прекрасной Даме
— России — лежала страшная тень революции и хаоса.
В революции Блок, подобно другим
оставшимся в России поэтам и писателям, видел обновление России,
новую для нее жизнь, светлую и прекрасную. Понимания того, что
действительность жестоко отличается от тех громких слов и великих идей,
в которые он верил, он не смог перенести. Поэт оказался в новой
России лишним, чужим, осколком прошлого.
На одном из выступлений Блока в мае
1921 года какой-то человек крикнул из зала, что стихи его —
мертвые (не соответствующие революции и новому времени) и сам поэт тоже
мертвец. На грубияна зашикали, но Блок улыбнулся и попросил оставить
этого человека в покое, потому что он прав. "Я действительно стал
мертвецом", — говорил поэт, словно самому себе. Через несколько
месяцев его не стало.
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!