По иронии судьбы экс-вокалиста
группы Oasis Лиама Галлахера угораздило дебютировать с первым альбомом
своей новой группы Beady Eye именно в феврале – параллельно с выходом
долгожданного творения патриархов британской, да и вообще всей
современной музыки Radiohead. У Галлахера есть оправдание – Том Йорк
выстрелил без предупреждения. В противном случае диск Лиама был бы
признан самым громким релизом февраля, и даже соотечественница Пи Джей
Харви не в силах с ним тягаться. На фоне таких баталий возвращение
шведской группы Roxette после десятилетнего молчания проходит
фактически незамеченным. «Мы
работаем, как ООН, и я – Америка», – так однажды британский музыкант
Том Йорк описал творческий процесс в группе Radiohead. Эта формула
находит отражение в восьмом, самом коротком за всю историю коллектива,
номерном альбоме «The King of Limbs», который во многом пересекается с
сольной работой Йорка «The Eraser», где музыкант активно
экспериментировал с синтетическим звучанием, а гитару отправил в
отставку. Мечта фетишистовПредыдущий диск
Radiohead, «In Rainbows», едва ли не похоронил всю традиционную
музыкальную индустрию. Поначалу вообще никакого диска не было и в
помине, а любой желающий мог скачать песни за разумную с его точки
зрения плату. С тех пор группа осталась верна себе, и 14 февраля, в
День святого Валентина, без шумных преамбул и рекламы в СМИ объявила,
что через пять дней состоится цифровой релиз следующего альбома. Чудо
произошло раньше запланированного срока. Уже 18 февраля на официальном
сайте Radiohead материализовался новый клип «Lotus Flower» и открылась
возможность для скачивания песен. Правда, в отличие от прошлого раза,
теперь на альбом установлена фиксированная цена – $9. В
конце марта «The King of Limbs» появится в магазинах. Со стороны Йорка,
ярого ненавистника CD-формата, выпуск физического носителя – скорее
реверанс в сторону поклонников-фетишистов, недаром в длинной
пояснительной записке на онлайн-страничке альбома сообщается сразу о
трех винилах. Две 10-дюймовых пластинки с 9 мая начнут рассылаться в
комплекте с компакт-диском, стилизованными под газету плакатами и 625
карточками с рисунками (все это богатство обойдется фанатам примерно в
$50). Один 12-дюймовый винил с двумя дополнительными песнями и
автографом получит единственный из сотен тысяч счастливчик, заказавший
цифровую версию альбома на сайте. Предположительно, именно эта
пластинка поступит в продажу в магазинах наряду с обычным компактом. Природа – вторая натураНазвание
альбома «The King of Limbs» («Король ветвей») – отсылка к тысячелетнему
дубу, растущему в английском графстве Уилкшир в леске, неподалеку от
которого Radiohead когда-то записывали партии для «In Rainbows». У Тома
Йорка особое отношение к природе, и речь идет не только о саммитах ООН
по изменению климата. Стоит хотя бы вспомнить клип «There There», где
он похищает в темной чаще чудесные башмаки с сюртуком, а в финале
превращается в корявое дерево. Метафорами на тему флоры и фауны
пересыпана и вся лирика нового альбома. Русское ухо привыкло
воспринимать западную музыку в отрыве от текста, потому некоторым
поклонникам группы «The King of Limbs» после первого прослушивания
показался невероятно скучным. Между тем это именно тот случай, когда
материал следует оценивать только после вдумчивого осмысления всей
концепции, включая стихи. Альбом настолько целостен, что его треки даже
противопоказано слушать в произвольном порядке. Эти восемь
песен следует пережить. Переливчатое пианино заедает на одной ноте, а
отчужденный голос Йорка сквозь синтетический дабстеп поет о том, как
зацветает океан. Так открывается альбом, и в следующем треке переходит
в электронику с робкой гитарой на заднем плане. «Доброе утро, мистер
Сорока, как мы сегодня? Они украли все волшебство и забрали мою
мелодику», – Том словно предвосхитил многочисленные претензии по поводу
невозможности запомнить новые мотивчики с первого раза и помурлыкать их
под нос. Затем наступает черед единственной гитарной композиции «Little
by Little». В эмоциональном плане альбом большей частью лишен привычных
для Radiohead и милых сердцам фанатов черных депрессий в стиле «I Will»
с диска «Hail to the Thief» или срывающихся на крик истерик типа
«Dollars and Cents» с «Amnesiac». Однако именно в «Little by Little» в
конце наступает мрачный переломный момент. Лирический герой с
вселенской скорбью констатирует, что ежедневная рутина и взятые
обязательства отравляют и убивают человека. Четвертый номер
недаром называется «Feral» («Дикий») – почти на каждом альбоме
Radiohead имеется хотя бы одна экстремально сложная для прослушивания,
глубоко экспериментальная вещь, которая играет одновременно на нервах и
барабанных перепонках (например, «Pulk/Pull Revolving Doors» на
«Amnesiac»). Тех, кто живыми выйдет из этой звуковой центрифуги,
ожидает награда – две лучших песни пластинки. В клипе «Lotus Flower» щегольски одетый Йорк на
собственном примере опровергает миф, что под Radiohead не потанцуешь.
Эта самая светлая песня альбома – признание в любви с интересными
поэтическими оборотами («Стащу сам себя из твоего кармана») и семпловым
вступлением из «Skip Divided» с йорковского сольника «The Eraser» 2006
года выпуска. Здесь же предположительно содержится еще один месседж
нетерпеливым поклонникам: «Не могу же я изменять привычкам, просто
чтобы насытить твою быстро раздувающуюся голову, слушай свое сердце». Шестой
трек «Codex», напротив, очень холодный и меланхоличный, от него мурашки
бегут по спине. Отстраненные клавиши заставляют вспомнить «Pyramid
Song» с «Amnesiac». Подробное описание природы, стрекоз и озера будто
служит герою утешением, чтобы легче пережить болезненный разрыв, но
главные слова все равно проскакивают сквозь наигранное спокойствие:
«Никому не больно, ты ничего дурного не сделала». В английском языке
половая принадлежность адресата угадывается лишь из контекста, потому
это лишь одна из возможных трактовок. Отголоски сердечных травм витают
и в задумчивой акустике «Give Up the Ghost» – непрерывный рефрен «Не
делай мне больно», наиболее точная ассоциация – трек «Harrowdown Hill»
с уже упомянутого «The Eraser», который в случае «The King of Limbs»
вообще видится как некий прототип или гипертекст. Похожим образом
протяжный вокал наслаивается на собственное эхо в финальной песне
«Separator»: «Наконец-то я освободился от груза, который нес». Шедевр или надувательство? Напряженная
сосредоточенность человека на окружающем мире, желание улететь подальше
от собственных проблем в сюрреалистичном сне на гигантской птице,
неготовность разобраться с личными призраками на фоне мнимого душевного
равновесия – такие сложные чувства оставляет восьмая пластинка
Radiohead, если окунуться в нее всерьез и без оглядки на предыдущие
работы группы. Для Йорка и компании очень критично стремление никогда
не повторяться. С садистским упорством они вновь разрушают надежды и
иллюзии миллионов фанатов, сгоняют их с теплого насиженного места. Так
уже однажды случилось с альбомом «Kid A», так происходит и теперь.
Барабанщик будто уехал в отпуск, Джонни Гринвуд забросил гитару и
мучает драм-машину, Йорк не берет леденящих кровь нот, не кричит и не
беснуется – всем назло. Многим это не понравилось. Эйфелева башня тоже
раньше никому не нравилась. «Если ты думаешь, что все
кончилось, ты ошибаешься», – поет Йорк в самом конце «The King of
Limbs». В 2009 году в интервью журналу The Believer он обмолвился, что
группа вообще подумывает завязать с крупными релизами – этим
объясняется небольшая длительность новой записи (всего 37 минут). Нигде
толком не уточняется, с каким форматом мы имеем дело – вдруг это не
номерной альбом, а EP или макси-сингл? Учитывая полную
непредсказуемость Radiohead, уже завтра они запросто могут объявить,
что просто пошутили и выложили в сеть давнишнюю подборку неликвидных
черновиков. Другие примечательные релизы месяцаPJ Harvey – «Let England Shake»В
2000 году при записи изумительно мрачной баллады «This Mess We’re In»
британская певица Пи Джей Харви взяла на себя мужскую партию, а ее
соотечественник Том Йорк успешно вытянул женскую. С тех пор много воды
утекло. Вот уже четыре года Пи Джей поет в радикально высоком для себя
регистре, и если на альбоме трехлетней давности «White Chalk» эта
разительная перемена вкупе с увлечением фортепиано выглядела интересным
экспериментом, то в новой работе «Let England Shake» навязчивая
пронзительность раздражает с первых аккордов. Нишу, в которой Харви безуспешно пытается обжиться,
твердо и со знанием дела оккупировали молодые инди-девушки с более
легкими голосами – в первую очередь Florence and The Machine. Иногда
кажется, что Пи Джей пытается звучать, как Бьорк (песня «England»), но
у нее попросту не хватает на это дыхания. Несмотря на агрессивное
название, заунывный «Let England Shake» едва ли кого-то способен
«растрясти». Наиболее выигрышно на нем смотрятся мало-мальски тяжелые
песни, где Пи Джей не пытается прыгнуть выше головы – «The Last Living
Rose», «Bitter Branches», «In the Dark Places». Beady Eyes – «Different Gear, Still Speeding»Дебютный
альбом новой группы Лиама Галлахера Beady Eye («Глаза-бусинки») должен
выйти только 28 февраля, но о нем уже все известно наперед, прежде
всего от самого Лиама. С присущим только ему гомерически смешным
максимализмом Галлахер называет «Different Gear, Still Speeding» своей
самой значимой работой, почти такой же хорошей, как дебютник Oasis –
«Definitely Maybe». Кроме того, Лиам невозмутимо добавляет, что Beady
Eye лучше, чем Oasis, потому что играют настоящий рок. С ноября
прошлого года опубликованы уже три сингла на семидюймовых виниловых
пластинках. Можно долго иронизировать по поводу сочинительских
способностей экс-вокалиста Oasis в отсутствие его обиженного брата
Ноэля, насмехаться над рифмами типа «Nothing ever lasts forever» в
песне «Four Letter Word» или над самим ее названием («Слово из четырех
букв»). Получил свою порцию шуточек и сингл «Roller» – все сразу
вспомнили, как Галлахер однажды всерьез провозгласил себя реинкарнацией
Джона Леннона, настолько ревностно он здесь следует битловской букве.
Наконец, улыбку вызывает прямота, с которой он снимает клипы – видимо,
ничего интереснее собственной физиономии для Лиама не существует.
Впрочем, вечно молодой хулиган и задира занимается всем этим с
подкупающей увлеченностью. Он играет чистокровную гитарную музыку, в
равной степени однообразную, напористую и, разумеется, коммерчески
успешную. Ну что с ним делать? Roxette – «Charm School»Шведская
поп-рок группа Roxette неожиданно возродилась из пепла, выпустила после
десятилетнего молчания студийный альбом и собралась в мировое турне по
пяти континентам, первый концерт в рамках которого состоится 28 февраля
в Казани. Вокалистка Мари Фредрикссон, разучившаяся писать и читать
после перенесенной в 2002 году тяжелой операции, в Швеции имеет статус
национальной героини и главной рок-певицы. Каждый раз перед
выступлением ей приходится заново запоминать со слуха тексты песен. Новый альбом не несет никаких открытий, а стал скорее
символическим знаменем, которое Мари и гитарист Пер Гессле держат в
дрожащих руках наперекор ветру и времени. Диск стал идеальным поводом
для миллионов поклонников переслушать четыре золотые пластинки «Look
Sharp!», «Joyride», «Tourism» и «Crash! Boom! Bang!», на которых,
собственно, и закончилась когда-то самобытность дуэта, а потом купить
билет на долгожданный концерт. Потенциальными хитами на новом альбоме
можно с натягом назвать разве что «Way Out» с нетипично буйной гитарой
и абсолютно радийную, что и вытекает из названия, песню «She’s Got
Nothing On (But the Radio)». Впрочем, истинные шлягеры навсегда
остались в молодости. Новые, даже если они и возникнут на ровном месте,
никто таковыми не признает – таковы уж ностальгирующие фанаты.
Читать далее: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-aljbomy-mesyatsa-radiohead-novyi-proekt-gallahera-/349610.html?from=copiedlink
|