Ахмадулина Белла Ахатовна
Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна, российский поэт, прозаик,
переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй
половины XX века.
Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным
корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с
детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В
1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее
стихотворение «Родина». По окончании школы поступила в
Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий
конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в
литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис».
Занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах и
др.»). В 1957 писала в «Комсомольской правде»:
искусство «призвано не веселить людей, а приносить им
страдания». В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из института
за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.
В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский
впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй,
Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»
Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все
стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве
«Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это
«крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и
подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР:
«Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975),
«Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1977
она была избрана почетным членом Американской академии искусства и
литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней
последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический рассказ Беллы Ахмадулиной «Много собак и
собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь»
(1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких
поэтов, начинавших свой творческий путь во время
«оттепели». Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским
ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не
столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще
же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не
раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового
интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание
угождать неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу
— в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она
считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной
мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви»,
в сб. «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По улице моей
который год…»; там же).
Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты — от А. ПушкинаМ. Цветаевой (сб. «Тайна», 1983) до друзей и современников А. ВознесенскогоБ. Окуджавы,
а также простые люди — «кривая Нинка» (сб.
«Побережье», 1991), «электрик Василий» (сб.
«Стихотворения», 1988) и др. Ахмадулину не пугают уродливые
черты действительности, о которой она пишет в своем «больничном
цикле» («Воскресенье настало…», «Был
вход возбранен…», «Елка в больничном коридоре»
и др.): «Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный дух
/…весь этот праздник некрасивый / был близок и понятен
мне». При этом, как писал в 1977 И. Бродский,
ее искусство «в значительной степени интровертно и
центростремительно. Интровертность эта, будучи вполне естественной, в
стране, где живет автор, является еще и формой морального
выживания» («Зачем российские поэты?..»). и и Бродский считал
Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей
Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей
«стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис -
вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее
подлинного голоса».
Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г.
Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал «Литературная Грузия»
публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это
было невозможно в России.
Белла Ахмадулина — автор многочисленных эссе — о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком
и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам,
«украсили и оправдали своим участием разное время общего времени,
незаметно ставшего эпохой». В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.
|