Победитель «Урбании-2009» – о превращении акта вандализма в акт искусства
Райтер Ринат Вагизов намерен возвысить уровень граффити до искусства
Направление граффити сегодня многие приравнивают к вандализму: мол, надписи на стенах и непонятные изображения портят архитектуру, да и кому захочется смотреть на «художества» бездельничающей молодежи? Ринат Вагизов, ходячая энциклопедия по граффити, объяснит, что в данном случае речь идет о «бомбинге» – незаконной росписи, уродующей стены. А настоящее искусство граффити, как он считает, прекрасно. В доказательство тому — работы Рината.
Увлечение возникло у него случайно: в 15 лет в руки будущего художника попал старенький номер журнала «Улицы Москвы» со статьей о культуре граффити. Вдохновленный иллюстрациями, юноша решил попробовать себя в незнакомой области. Благо, опыт художника уже был: Ринат учился на первом курсе Самарского художественного училища имени Петрова-Водкина на отделении живописи.
Вооружившись шестью баллончиками с аэрозольной краской, холодным зимним утром парень «украсил» одну из городских стен. Результат юношу расстроил: грубоватый разноцветный шрифт в «бомбер»-стиле смотрелся, мягко говоря, страшно. После двух недель раздумий Ринат вернулся к этому занятию. Стал рисовать днем и ночью, создавая по пять-шесть мини-рисунков в день. Из-за недостатка средств приходилось импровизировать: дорогие баллончики с краской сменила самодельная смесь жидкой грунтовки с колерами.
Начинающий бомбер быстро стал профессиональным райтером, и все это задолго до появления первой школы граффити в Самаре. Правда, живопись до сих пор не бросил, и парню нередко приходится менять урбанистический пейзаж на природу Самарской Луки.
В числе работ Рината, знакомых жителям Самары, — украшающий стену набережной у Ладьи сказочный лес и иллюстрация к клипу Майкла Джексона «Thriller», сделанная на стене спортивной площадки на проспекте Ленина.
«Рисую все что угодно. Главное, чтобы люди видели», – поясняет Ринат.
С последней его работой, получившей признание на «Урбании-2009», связана отдельная история.
«Я попал на «Урбанию» совершенно случайно, – вспоминает Ринат. – Участвовать не собирался. Просто предложил своему другу Михаилу Шишкину помочь подкрасить стену, если он вдруг попадет в число участников. А их там было около 60-ти. Миша затащил меня в толпу, меня записали в число участников и отправили на площадку для рисования. У всех были эскизы рисунков, которые нужно было изобразить, а у меня – ничего. Я посидел-подумал, в голове родился образ — я его тут же нарисовал». На рисунке, поразившем жюри, Ринат изобразил край дикого Техаса, в знойный пейзаж которого врезался 3D-шрифт.
Талант графитчика быстро нашел отклик среди сверстников. Вместе с товарищами по училищу Ринат создал совместный проект вольных художников-графитчиков с шуточным названием «ЧЖНС», которое переводится как «Чего жрать не сготовили?»: начинающим авторам частенько приходилось голодать во время работы. Правда, сейчас талант «ЧЖНС»овцев признан коллегами из других городов и получает финансовую поддержку.
«В Европе граффити считают искусством масс, – признался Ринат. – В России его связывают с разрушением. Мы же хотим поднять его уровень до искусства и соединить граффити с живописью».
В перспективе Ринат собирается окончить училище, вступить в Союз художников и отправиться учиться в Москву или за границу. Учитывая то, каким профи он стал в области граффити, может, и получится...
|