За 45 лет жизни Василий Шукшин успел прославиться на весь Союз как талантливый писатель, сценарист, кинорежиссер и актер. Но прежде чем простой деревенский парень добился признания, он работал такелажником, моряком, истопником, учителем, инструктором райкома, директором школы. В субботу Василию Шукшину исполнилось бы 80 лет.
В глаза - Василий, за глаза - Молчальник
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в селе Сростки Бийского района, в крепкой крестьянской семье. Когда в 1930 году началась коллективизация, его отец был вынужден вступить в колхоз и работать механизатором на молотилках. Однако в 1933 году, когда Василию Шукшину было всего четыре года, отца арестовали. Мать, опасаясь репрессий, записала сына на свою девичью фамилию - Попов. Позже, при получении паспорта, он вернул себе фамилию отца, пишут "Известия".
Потом мать вышла замуж за своего односельчанина, своего отчима Василий Шукшин всегда вспоминал как человека редкой доброты. Он погиб на фронте через год после начала войны. 13-летний подросток стал главой семьи и даже в общении со сверстниками требовал, чтобы звали его только полным именем - Василием.
Поступив после "семилетки" в Бийский автомобильный техникум и проучившись там два года, Василий Шукшин бросил учебу, чтобы обеспечивать семью. Работал слесарем-такелажником в Калуге и во Владимире, строил электростанцию на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги, потом - железнодорожный мост на станции Голицыно.
Там его и заставила повестка из военкомата. После "учебки" по специальности радиста, в 1950 году Шукшин попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе, где его за нелюбовь к "трепу" прозвали Молчальником, пишут "Аргументы и факты".
В 1953 году из-за обнаруженной язвенной болезни желудка Шукшина комиссовали. Он вернулся в родное село, сдал экстерном экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи: был директором школы и одновременно преподавал русский язык и литературу.
Не о том, но талантливо
В 1954 году Василий Шукшин уехал в Москву поступать во ВГИК. Он рассказывал, будто не смог устроиться в общежитие и ему пришлось ночевать на Котельнической набережной. Не успел он задремать, как к нему подошел высокий худой мужчина и позвал переночевать к себе. Они всю ночь пили чай и разговаривали, и лишь потом, когда Шукшин уже был принят в университет, он увидел в коридоре ВГИКа своего "спасителя".
Как оказалось, это был знаменитый кинорежиссер Иван Пырьев. Через много лет Шукшин спросил его: "А помните, Иван Александрович, как я у вас однажды ночевал?". "Не помню, - сказал Пырьев. - Кто у меня только не ночевал..."
В приемную комиссию Шукшин принес тетрадь с рассказами, но яркого фактурного парня отправили на актерский факультет. А с актерского он уже попал на режиссерский, узнав, что кино снимается не артелью, а есть главный человек - режиссер.
"Подготовка моя оставляла желать лучшего, - вспоминал Шукшин о своих экзаменах, - эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии... Спасла меня письменная работа на тему "Что делается во ВГИКе в эти дни".
На это сочинение была наложена резолюция: "Работа написана не на тему, условия не выполнены, но автор обнаружил режиссерское дарование и заслуживает отличной оценки".
На свой курс Шукшина отважился взять режиссер Михаил Ромм - несмотря на то, что на экзамене Шукшин на него накричал.
Ромм попросил рассказать о переживаниях Пьера Безухова при Бородине, на что Шукшин ответил: "А я "Войну и мир" не читал, больно книжка толстая, руки не доходят". "Вы, что же, толстых книг никогда не читали?" - удивился Ромм. "Одну прочел, - признался Шукшин. - "Мартин Иден". Хорошая книжка".
Ромм возмутился: "Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!". И тут Шукшин взорвался: "А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне - на четырех копытах и с хвостом... А то и на собственном горбу... Куда уж тут книжки толстые читать..."
Ромм вынес вердикт: только талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды, - и принял.
Первые успехи
В августе 1955-го Шукшин приехал в родное село и сыграл свадьбу со своей односельчанкой, школьной учительницей Марией Шумской, с которой "дружил" с 15 лет и которая ждала его все это время. Практически сразу после свадьбы Василий Шукшин вновь уехал в Москву, во ВГИК, а его молодая жена поехала в Новосибирск, поступать в пединститут.
В следующий раз они увиделись только в 1964 году. Еще в 1957 году Шукшин из Москвы написал ей письмо с просьбой о разводе, так как полюбил другую женщину.
Тем временем у Шукшина появились первые роли в кино. В 1956-м он сыграл в крошечном эпизоде в фильме "Тихий Дон" - выглядывающего из-за плетня матроса. Но уже в 1958 году получил приглашение от Марлена Хуциева на главную роль в фильме "Два Федора".
Затем предложения посыпались одно за другим. За короткий период Шукшин снялся в ряде картин, среди которых "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка" (1962), "Мишка, Серега и я" (1962), "Мы, двое мужчин" (1963) и др.
Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды, и в 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". В начале 60-х литературные произведения Шукшина стали печатать регулярно.
А в 1963-м в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник Шукшина "Сельские жители". В этом же году он начал работать режиссером на киностудии им. Горького и в 1964 году выпустил свой первый полнометражный фильм "Живет такой парень" на основе своих рассказов "Классный водитель" и "Гринька Малюгин".
Картина с Леонидом Куравлевым в главной роли получила восторженные отклики публики, но сам 33-летний Шукшин был не слишком доволен: фильм записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов (кстати, картине присудили главный приз).
Тогда на страницах журнала "Искусство кино" он высказался: "Я очень серьезно понимаю комедию. Дай нам бог побольше получить их от мастеров этого дела. Но в комедии, как я ее понимаю, кто-то должен быть смешон. Герой прежде всего... Герой нашего фильма не смешон".
Букетик цветов и бутылка портвейна
В 1966-м у Шукшина вышла книга рассказов "Там вдали..." и появился новый фильм - "Ваш сын и брат". Но с марта 1966-го, когда была принята заявка на литературный сценарий "Конец Разина", Шукшин практически перестал снимать и сниматься, полностью сосредоточившись на этом проекте. Начало съемок было намечено на лето 1967 года, но съемки так и не состоялись. После закрытия "Разина" Шукшин хотел поставить сатирический фильм-сказку "Точка кипения", но и эту заявку "зарубили".
Неспокойно было у Шукшина в это время и в личной жизни. После романа с поэтессой Беллой Ахмадулиной, которую он даже снял в своей первой картине "Живет такой парень" (1964) в роли журналистки, судьба свела его с 33-летней Викторией Софроновой, работавшей редактором в журнале "Москва". Они встретились в Центральном доме литераторов на обсуждении его новой повести, а после встречи с друзьями отправилась в кафе.
"Заказали столик, и вдруг туда же заходит Шукшин, - цитирует слова Софроновой сайт rusactors.ru. - С Беллой Ахмадулиной. У них тогда заканчивался роман, и это был их прощальный вечер. С ними были еще Андрей Тарковский с женой. Случайно или нет, но мы оказались с Шукшиным за столиками лицом к лицу. И весь вечер смотрели друг другу в глаза. Хотя мне, в общем-то, несвойственна такая смелость".
Затем в их отношениях произошло охлаждение. Когда они расстались, Шукшин отправился в Судак на съемки фильма "Какое оно, море?", где судьба свела его с 26-летней Лидией Федосеевой. Кстати, актриса очень расстроилась, узнав, что ее партнером по съемкам будет Шукшин - из-за слухов о его "загулах". Их первая встреча произошла в поезде по дороге в Судак, актриса ехала в одном купе со своей дочкой Настей и операторами картины.
"Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые, - вспоминает Федосеева. - Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела - "Калину красную". Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил... Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю - Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: "Ну, давай, рассказывай о себе". Всю ночь мы проговорили".
Потом, когда они ехали уже в автобусе и остановились в лесочке, актриса, заходя в автобус первой, увидела, что Шукшин что-то держит под пиджаком.
"Спрашиваю: зверька поймал? А он мне - маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их", - рассказывает она.
Работа над фильмом еще шла, а у Виктории Софроновой родилась от Шукшина дочь. Узнав об этом, Шукшин приехал в роддом и передал молодой маме... бутылку портвейна. Некоторое время он метался "меж двух огней", жил то с одной женщиной, то с другой. Но в конце концов женился на Федосеевой.
Калина красная
Их союз, в том числе и творческий, был не очень долгим, зато успешным. В первую очередь речь идет, конечно, о фильмах "Печки-лавочки" (1972) и "Калина красная" (1973). В этих картинах Василий Шукшин выступил и как сценарист, и как режиссер-постановщик, и как актер.
Лидия Федосеева - горожанка до мозга костей (она родилась в Ленинграде) - поразила в этих картинах исполнением ролей простых деревенских женщин, которые самозабвенно преданы своим мужчинам, готовы на любые жертвы ради их благополучия.
Первоначально в главной роли в "Печках-лавочках" должен был сниматься Леонид Куравлев. Но артист передумал, а прямо сказать об этом Шукшину не решался и долгое время скрывался от него. В конце концов они встретились.
"Поговорить надо по душам, - сказал актеру Шукшин. - Что же это ты мне под самый дых врезал?". И тут Куравлева озарило: "Да ведь ты сам должен это сыграть! Кто же лучше тебя это сделает? Ты написал, ты придумал, тебе и сниматься надо!" Так Василий Шукшин сам сыграл в "Печках-лавочках".
В "Калине красной", сценарий к которой Шукшин написал всего за две недели, законные супруги Лидия Федосеева и Василий Шукшин снялись через 10 лет после знакомство под эту песню.
"Калина красная" стала последней завершенной работой Шукшина. Уже на этапе монтажа фильма у Шукшина произошло обострением язвенной болезни, и он даже попал в больницу, но, несмотря на болезнь, каждый день возвращался на "Мосфильм" работать.
Фильм с восторгом приняли и зрители, и кинокритика. По различным оценкам, ленту посмотрели почти 100 млн человек. "Калиной красной" восхищались Антониони, Феллини, на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года "Калина красная" была награждена главным призом.
А спустя полгода - 2 октября 1974 года - Шукшина не стало. За несколько дней до смерти - во время съемок фильма "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука - Шукшин со своим другом Бурковым сидели в гримерке и Шукшин что-то рисовал на пустой папиросной коробке, пишут "Аргументы и факты".
"Чего это ты там рисуешь?" - спросил у него Бурков. "Да так... Дождь, горы, облака. В общем, похороны", - ответил Шукшин. Бурков тогда отругал друга и забрал у него пачку со страшным рисунком.
Поскольку единственным званием, которым обладал Шукшин, было звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, хоронить его должны были на Введенском кладбище. Но Сергей Бондарчук добился разрешения похоронить его на Новодевичьем. Траурную процессию у кладбища встречали люди с неизвестно где раздобытыми гроздьями калины.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
|