За три месяца до старта Московской биеннале современного искусства ее устроители собрали пресс-конференцию, где обозначили параметры грядущего фестиваля.
Международная художественная биеннале, открытие которой намечено на 24 сентября, пройдет в Москве в третий раз. Самая первая выставка в заявленном формате состоялась в январе 2005 года – тогда проект размещался в здании бывшего Музея Ленина. Лютый холод, случившийся в ту пору, навел на мысль, что зима – не самый подходящий сезон для устройства фестивалей в России. С Музеем Ленина в качестве основной площадки тоже пришлось расстаться. Ни с временем года, ни с постоянным залом до сих пор ясности так и не возникло.
Одно можно сказать определенно: в этом году биеннале пройдет в сентябре – октябре, а базой послужит Центр современной культуры «Гараж».
Здесь и состоялась установочная пресс-конференция, где журналистов познакомили с концепцией будущего мероприятия и некоторыми действующими лицами. Впрочем, бессменного комиссара Московской биеннале Иосифа Бакштейна особо представлять не требовалось – на местной арт-сцене эта фигура более чем известна. А вот куратора Жана-Юбера Мартена у нас знают скорее понаслышке, хотя российскую столицу он эпизодически навещает еще со времен устройства знаменитой выставки «Москва – Париж», то есть с начала 1980-х годов. Мсье Мартен славится своей приверженностью мультикультурной теории, которая уравнивает в правах едва ли не все, что можно хоть в какой-то мере принять за искусство. Посему неудивительно, что девиз нынешней биеннале звучит как «Против исключения». Куратор полагает, что не следует зацикливаться на существующих стереотипах и иерархиях, и намерен «расширять рамки современного искусства». По его словам, отдельные авторы основного проекта будут представлять не столько типовой контемпорари арт, сколько различные локальные контексты – например, африканский, к которому Мартен питает давнюю слабость.
Впрочем, в списке имен (всего здесь фигурируют 78 художников) встречаются не одни лишь маргиналы из удаленных уголков планеты, но и люди с внушительными послужными списками и устойчивыми репутациями – такие, как Тони Крэгг, Вим Дельвуа, Марина Абрамович, Вик Мюнис, Эрвин Вурм.
Среди приглашенных звезд едва ли не самым популярным среди широкой публики автором стоит считать фотографа Спенсера Туника. Как раз в эти дни он проводит в Москве свои сессии, готовя сентябрьский проект под названием Moscow Individuals. В объектив его камеры попадают все те же излюбленные обнаженные – правда, исчисляются они не сотнями и тысячами, как принято у Туника, а единицами. Поскольку художник не сумел получить одобрения московских властей на уличные съемки ню, делает он это набегами, на свой страх и риск. На пресс-конференции художник признался, что внутренне готов к тому, что его в любой момент могут загрести в милицию (подобный опыт для него не нов, в одном лишь Нью-Йорке он трижды ночевал в полицейских участках), но предпочел бы все-таки избежать объяснений с органами правопорядка. Поди растолкуй ментам, что речь не о порнографии, а о высоком искусстве.
Кроме иностранцев в главной выставке биеннале примут участие с десяток российских авторов – надо же пользоваться географическим преимуществом.
Гораздо больше наших соотечественников будет на специальных проектах (их насчитывается около полусотни) и в экспозициях параллельной программы. Судя по анонсам, осенью в городе практически не останется выставочных площадок, которые бы так или иначе не были причастны к событиям биеннале. Тут и «Манеж», и Третьяковская галерея, и Московский музей современного искусства, и Академия художеств – далее почти везде. О качестве говорить пока не возьмемся, но количественные параметры биеннале выглядят довольно внушительно. По всей вероятности, на масштабах мероприятия глобальный кризис не скажется.
|