Телеканалы опасаются, что законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и пакет связанных с ним поправок в действующие законы, подготовленный комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, лишат их 20% рекламного дохода, а собственно детей — возможности смотреть хорошие фильмы, пишут «Ведомости».
Напомним, обсуждаемый законопроект был принят в первом чтении 25 июня. Как ожидается, дальнейшее его рассмотрение состояится на осенней сессии Госдумы. По мнению авторов законопроекта, информация, содержащая нецензурную брань, побуждающая к употреблению наркотиков, алкоголя, курению, занятию азартными играми, провоцирующая на членовредительство, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости, может нанести вред здоровью и развитию детей. Депутаты законопроектов предлагают ограничить распространение такой информации на телеканалах ночным эфиром (время с 6.00 до 23.00 по местному времени в документе считается доступным детям). Но с определенными ограничениями «вредные» передачи могут демонстрироваться и раньше: например, программы со сценами насилия можно показывать с 21 часа, если в них выражается сострадание к жертве и осуждение насилия.
«Если закон вступит в силу в таком виде, то телеканалы потеряют до 20% заработков от рекламы, потому что от них уйдет заметная часть аудитории», — утверждает вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Александр Митрошенков. По расчетам первого заместителя гендиректора холдинга «Рен ТВ» Ларисы Пригородовой, потери каналов будут даже больше. «Фактически мы не сможем показать до 23 часов ни одного фильма — ни “Рэмбо”, где убивают людей, ни “Девчат”, потому что там пьют водку», — говорит она.
В детских передачах длительностью меньше 30 минут предлагается запретить вставлять рекламные паузы. В более длинных программах и фильмах минимальный перерыв между рекламой должен составлять 30 минут. У телеканалов в таком случае «окончательно пропадет экономический стимул создавать такого рода передачи», опасается Митрошенков. Сейчас, по данным АКАР, на детские передачи в эфире «Первого канала» приходится 2,2% времени, в эфире ВГТРК — 2%. «Реклама еще никого не испортила, — удивляется генпродюсер CTC Media Вячеслав Муругов. — Мы, конечно, и дальше будем делать детские передачи, но это будет уже не бизнес, а скорее меценатство».
Оба законопроекта требуют значительной переработки, говорит председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. По его словам, комитет по экономполитике готов рассмотреть замечания телеканалов и рекламодателей и внести поправки ко второму чтению, которое запланировано на осень этого года.
Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина заявила, что только рада, что законопроект активно обсуждается. «Чем больше поправок мы рассмотрим, тем основательнее будет закон», — говорит она.
Кроме прочего, законопроект увеличивает минимальное расстояние от школ, детских учреждений, детских площадок и т. д., на котором может быть размещена реклама сигарет и алкоголя с действующих 100 м до 500 м. Кроме того, ограничение предлагается распространить на рекламу внутри помещений, к примеру в магазинах. «Получается, мы вообще не сможем рекламировать сигареты, потому что в черте города под боком всегда найдется детское учреждение», – опасается гендиректор Ассоциации производителей табачной продукции Вадим Желнин.
|