"Славянский базар” в самом разгаре — прошли первые три сольных концерта, которые продемонстрировали нагляднее некуда состояние русскоязычной эстрады. Фестиваль в Витебске вообще хорош именно своими сольниками. За одну цену увидеть всех — такая возможность подкупает многих, и неудивительно, что в залах бывают аншлаги. “Славянский базар” идет по пути именно ночных сольных программ звезд эстрады — они следуют одна за другой, давая возможность оценить и сравнить шоу между собой.
На момент середины “Базара” свои программы показали Валерий Леонтьев, София Ротару и Филипп Киркоров. Леонтьев отстрелялся первым, а концерт Софии Ротару, который был в очереди вторым, произвел такое шоковое впечатление, что ощущение от него не смогли смыть даже все усилия Филиппа Киркорова.
Вместе — целая семья
Для начала следует сразу сказать: наша публика в кумиров своих верит, все три концерта были аншлаговыми. А что касается звезд, то после встречи с ними стало ясно: Леонтьев как всегда вне времени и пространства, Ротару не имеет ни малейшего понятия о правах потребителя, а Киркоров все еще влюблен по собственному желанию. После окончания концерта Софии Ротару больше всего хотелось привезти звезду Украины в магазин и продать ей по цене сливочного масла пачку, на которой было бы написано “масло сливочное с сюрпризом”. И посмотреть, какие глаза будут у певицы, когда она обнаружит внутри 60 процентов маргарина. Ведь именно такой трюк София Михайловна проделала со зрителями.
Оговорюсь сразу: билеты на всех трех исполнителей стоили одинаково — по самому высокому разряду. Поэтому фраза на афише сольного концерта Ротару, набранная мелким шрифтом: “Специальные гости” — не насторожила. Ну и что, специальные гости бывают часто. Вон у Баскова случалась Монтсеррат Кабалье, а у Филиппа образовывались и Анжелика Агурбаш, и Анастасия Стоцкая. Просто концерт шел чуть дольше. Но, видно, такие правила вежливости известны всем, кроме Ротару. Последняя думает, что специальные гости — это те, кто разбивает концерт на два отделения, полностью заполняя собой первое и давая возможность сократить программу вдвое. Таким образом, при тридцатиминутной задержке концерта Ротару умудрилась отпеть ровно 55 минут, не дотянув даже до известной пословицы “делу время, потехе час”. Она ни разу не поменяла свой простенький костюмчик, ни разу не переоделся ее балет, при этом и в те несчастные 55 минут Ротару умудрилась впихнуть две дуэтные песни с сестрой. Мало того, она была единственная, кто принимал цветы на сцене! Пока люди по очереди выходили с букетами, пока Ротару каждого выслушивала и благодарила, текли драгоценные мгновения оплаченного зрителями сольника… Но певица не стеснялась. Странно, что она еще не поинтересовалась краткой биографией вручателей букетов.
По ходу выступления украинской звезды стала постепенно закрадываться мысль: а может, было бы лучше, если бы концерт так и продолжали “специальные гости”? Ротару не просто не пела вживую — она не удосужилась даже обновить ни единой аранжировки, знакомых до последней ноты всему бывшему СССР уже лет 15—20! В середине выступления певица ушла в зал и распевала там, стоя на скамейке и отворачивая от своего щедро загримированного лица камеру со словами в адрес оператора: “Снимай зал!” Многим зрителям из-за такого оригинального месторасположения исполнительницы ее элементарно не было видно. При этом София Михайловна отчаянно заигрывала со зрителями, а в адрес первого ряда, на котором расположились журналисты, сделала беспрецедентный жест: дважды прошлась вдоль, спев лично каждому по две-три строчки песни и выбивая тем самым аплодисменты — репортеры таким пренебрежительным отношением к зрителям жестоко оскорбились и не хлопали демонстративно.
Но поистине велико терпение народное! Люди сперва вежливо ждали, потом хорошо принимали, затем без скандала отпустили, благо грели их сердца в тот вечер действительно хитовые песни.
Говорить о том, что концерт опасно делать из одних только шлягеров, в данном случае, видимо, смысла нет. Достаточно сказать, что София Михайловна, отработав в шестьдесят с лишним лет сольный концерт, даже не вспотела и после, едва оказавшись за кулисами, беседовала так, как будто только встала в дивана, и охотно с каждым желающим фотографировалась. Вывод один: либо у Ротару здоровье — как у 15-летней девчонки, чтобы весь вечер легко и непринужденно скакать на дискотеке, либо она просто ничего на сцене не делала…
Математика — аксиома любви
Сравнивать с Софией Ротару равную ей по рангу величину Валерия Леонтьева при таком раскладе вещей бессмысленно, поскольку это просто две противоположности. Валерий Леонтьев на сцене напоминает японского самурая, который оттачивает каждый жест, каждый звук, доводя программу до совершенства. Его концерт отличался хорошо продуманной драматургией, каждая песня стояла строго на своем месте, и более того — логически вытекала по смыслу из предыдущей. На “Базаре” Леонтьев показал новую песню “Доля” (ее можно послушать на сайте “МК”) — он довольно долго искал именно такую, которую можно поставить в начале: это так называемые “выходные” песни, которые позволяют артисту эффектно появиться на сцене и представиться зрителю. Первый по счету леонтьевский шлягер — “Ягодка” — стоит в концерте на третьем месте, аккурат тогда, когда некоторое напряжение от ожидания начала концерта снято, первое визуальное изучение артиста, которого давно не видел вживую, зрителем закончено, и он готов расслабляться и получать удовольствие по полной программе. Первая часть концерта Леонтьева состоит из более новых популярных песен — именно в эту часть шоу артист добавляет свежие песни, на которые делает ставку: зритель еще не утомлен, слушает внимательно, оценивает и запоминает. Концерт плавно разворачивается, набирает обороты и выходит на самые сильные драматические песни — “Вышла Мэри на дорогу” и “Ночной звонок”, после чего так же плавно переходит в третью, самую хитовую часть концерта, куда Леонтьев включает уже старые шлягеры — “Исчезли солнечные дни”, “Дельтаплан”, “Пароходы”. Зритель как раз разогрет до высшего пика эмоций, который и выбрасывается на тех хитах, слова которых каждый знает наизусть. Артист дважды спускается в зал: сперва в начале концерта — на “Ягодке”, чем вселяет надежду, что придет еще и ни раз, и ближе к концу — на “Разноцветных ярмарках”. Тогда исполнитель уже всерьез играет со зрителем, присаживаясь к понравившейся зрительнице и исполняя часть песни для нее лично, а также дает микрофон желающим попробовать свои силы и рискнуть спеть припев. И наконец, финал концерта также продуман до мелочей: Леонтьев сперва разыгрывает фальшфинал, исполняя “Ты меня не забывай”, и буквально через пару минут, пока еще звучат аншлаговые аплодисменты, появляется вновь, вызывая еще более бурную реакцию зала, — артист в четвертый раз меняет костюм и в шикарном, причем настоящем облачении индейца (один головной убор этого наряда весит 10 килограммов) поет мировой хит, у которого нет постоянного исполнителя, — знаменитый на весь мир, но абсолютно свободный для нового звучания “Кондор”. На эту песню поставлен отдельный номер, который окончательно “финалит” концерт. Все четко, продумано и логично.
В этот раз на “Базаре” поклонникам Леонтьева повезло чуть более, чем его почитателям из других городов: артист только что вернулся из отпуска и был настроен более общительно, чем обычно, и чаще переговаривался с залом. Зрители в ответ радостно заходились в экстазе. Но, как правило, Леонтьев очень мало работает на зрителя: не заигрывает, не ведет душевных бесед, не призывает аплодировать, и оттого на его концерте всегда выдерживается дистанция между артистом и публикой — он работает, она смотрит и оценивает. Этот ход рискованный: зрители очень любят, когда артист с ними общается, это делает исполнителя ближе, роднее, звезда держится запанибрата и уже к середине концерта как бы становится своей в доску. Леонтьев себе такого не позволяет, но не из-за надменности, а просто он, видимо, слишком сосредоточен на своем выступлении, болтовня с публикой со сцены его отвлекает, сбивает накал. И оттого, что имеется четкая граница между исполнителем и зрителем, концерт приобретает оттенок элитарности, становится больше музыкальным спектаклем, чем попсовым шоу.
Три в одном флаконе
Филипп Киркоров в отличие от своего старшего друга как раз готов общаться с залом просто до бесконечности. Он так искренне радуется овациям, так, выражаясь молодежным сленгом, тащится от аплодисментов, что не заметить этого и более того — не поверить в его искренность тяжело. Шоу Киркорова — продукт высококачественный: спецэффекты, балет не хуже леонтьевского, частая смена костюмов, а отсутствие громоздких декораций в виде того же трона, которым артист удивлял на своих юбилейных программах в Москве, только радует. Киркоров, которому на выезде приходится обходиться без лишней мебели на сцене, старается взять публику именно исполнением своих песен, и это ему вполне удается: артист более открыт для зрителя, и есть возможность оценить в большей степени его профессиональное мастерство, а не спецэффекты, — ведь сколько ни поражайся цене платья, все равно людей будет интересовать: а что, собственно, под ним? А под платьем — сам артист, его личность, его внутренний мир. И вот здесь в ходе развития концерта становится понятно, что Филипп все никак не повзрослеет. Он открывает концерт блоком песен, которые исполняла в свое время Алла Пугачева, и с этого самого момента его Муза до такой степени плотно присутствует рядом с ним, что появляется ощущение: их на сцене двое. Алла Пугачева сопровождает Филиппа весь концерт. Вот новая песня, вся состоящая — специально, продуманно — из отголосков песен Пугачевой, а Филипп сопровождает исполнение нарочито свойственными Примадонне жестами. Вот песня “Галки”. Последняя, кстати, особенно в сравнении с Филиным признанием “я твой тазик”, остроумна и тонка. Вот на экранах разворачивается видео семейной жизни Киркорова: венчание с Пугачевой, их совместные прогулки, материнские жесты взрослой женщины, романтический, юный Филя, на видео сама любовь — красивая, искренняя. Да, так было. Но прошло. Когда Киркорову исполнилось 20, а Пугачевой 40, его любовь была умилительной, когда ему стукнуло 30, а ей 50, любовь стала трагической, сегодня Киркорову 40, а Пугачевой… Еще чуть-чуть, и страсть Фили примет комический оттенок. Но закончить историю со своей Музой Филипп не в состоянии, напрочь забывая, что амплуа лирического героя априори подразумевает вечную свободу для каждой красивой женщины и вечную тайну своей личности, которую хочется раскрыть. А если вся твоя подноготная идет фоном на видео, то какая уж тут тайна. Не на шутку влюбленный мужчина в глазах других женщин всегда несколько простоватый, хотя и очень милый, а влюбленный в женщину много старше себя… Удивительно, но амплуа комического героя Филиппа при всем при этом смертельно обижает. Неужели Киркоров сам не понимает, что если он не перешагнет через себя и не освободится однажды от Пугачевой раз и навсегда, дальнейшего развития его эго не произойдет?
Но, увы, пока Филипп не только не собирается отказаться от Аллы Борисовны — он как человек увлекающийся, наоборот, активизировал еще одного своего кумира молодости — Майкла Джексона. Нечто неуловимое от Майкла появилось в самом образе Филиппа — скажем, прядь волос, так же завитая и так же эффектно спадающая посредине лба, но этого Филиппу показалось мало. В пугачевской песне “Гонки”, исполняемой Киркоровым в концерте, на строчках “и уже позабыт прежний баловень судьбы…” Майкл Джексон появляется вместо главного героя вечера на больших экранах, что расположены с двух сторон сцены, и, таким образом, на концерте их становится уже трое…
Шоу Киркорова состояло практически из одних хитов, артист исполнял их вживую, зал пел вместе с ним два с лишним часа, зрители бисировали, кричали “браво”, одаривали артиста цветами и признаниями в любви, его программа было дорогой, первосортной, и отпахал он по-честному. Откуда при такой вполне заслуженной, подлинной популярности у Киркорова вечное стремление иметь на концерте пару костылей в виде своих кумиров, остается загадкой.
Накануне сольного концерта Киркорова на Аллее звезд готовились к церемонии заложения звезды Валерию Леонтьеву. Филипп про это не знал, он просто приехал репетировать. Приехал — увидел толпу нетерпеливо приплясывающих женщин, расстеленную красную дорожку и обалдел. Но не растерялся, приосанился и направился в центр внимания. “Филипп! Не наступайте на дорожку! По ней Валера будет ходить!” — раздался истошный крик леонтьевских фанатов, едва нога Киркорова нависла над красным бархатом. Филипп несколько мгновений постоял в раздумьях, затем убрал ногу и, стараясь не касаться дорожки, аккуратно прошел мимо, мимоходом раздавая автографы.
Филиппа Киркорова поклонники любят, а Леонтьева — боготворят. Киркорову хочется того же. Но чтобы вызывать не умиление, а восхищение, надо стать самим собой — независимым и свободным. А не быть вечным мужем Примадонны. Мегазвездой Киркоров станет только тогда, когда поверит в себя, поверит, что он достаточно талантлив, чтобы выбрать свой собственный творческий путь и идти по нему, не обращая внимания ни на кого, кроме зрителя, пришедшего смотреть именно его, Филиппа, а не Пугачеву и не Джексона.
Витебск—Москва.
|