Дни.Ру посмотрели треть конкурсной программы 31-го Московского международного фестиваля и определили среди показанных фильмов самый человечный, самый запутанный, самый анекдотичный, самый искренний, самый фольклорный и самый нравоучительный. Среди них оказалась картина, которая по праву может называться "Иронией судьбы-3".
Самый человечный. "С Новым годом!"
О чем: 31 декабря, место действия - Цюрих. Глория собирается на ужин с мужем, но проводит ночь с молодым таксистом. Пенсионеры Герберт и Анн-Мари под всполохи салюта ищут на ночных улицах друг друга и своего пса Беппо. Паскаль намерен под бой курантов клеить очередной кораблик, но соседка обманом сдает ему "на полчаса" свою дочь. Полицейские - он и она - наворачивают круги по городу и выясняют, у кого из них жизнь несчастнее. Все немножко несчастливы, но в первое утро нового года кажется, что и это пройдет.
Как в конкурс фестиваля была допущена легкая, приятная и, что самое непостижимое, близкая и понятная простому зрителю картина?»
Результат: С кем встретить Новый год и как его провести - вечный вопрос, волнующий человечество едва ли не больше, чем "быть или не быть?" Как показывает практика, значение ночи с 31 декабря на 1 января (или, как западный вариант, с 24 на 25 декабря) сильно преувеличено, однако кинематограф ("Ирония судьбы-1,2", "Карнавальная ночь", "Реальная любовь", "Отпуск по обмену") смог нас убедить в том, что эти несколько часов могут перевернуть всю нашу жизнь. Швейцарский режиссер Кристоф Шауб своей картиной "С Новым годом!" продемонстрировал, что можно снять "Иронию судьбы" без Мягкова, Брыльски и Яковлева и даже не нужно для этого заказывать из Голливуда спецэффекты от Тимура Бекмамбетова. "Блюдо" к кинематографическому столу подано более чем просто, хотя и с некоторой придурью - у пенсионеров, например, случается всамделишный секс. Удивительно, впрочем, другое: как в конкурс Московского международного кинофестиваля, известного своей "сложной миной", была допущена легкая, приятная и, что самое непостижимое, близкая и понятная простому зрителю картина.
Самый запутанный. "Посредник"
О чем: В тбилисский морг поступил "новенький" труп - иностранец убит уколом в подмышку. Местный детектив начинает тянуть за ниточки, однако его клубок обрывается на владельце гостиницы, где остановился чужеземец, проститутке, с которой тот провел два вечера, и месте убийства - Театре музыкальной комедии. Следователь пытается понять, что произошло в зрительном зале во время спектакля, однако ему так и не суждено обнаружить всех действующих лиц сыгранного как по нотам убийства.
Результат: Картина Дито Цинцадзе - фильм-перевертыш: здесь сначала все случается, а затем зритель становится заложником флэшбэков. Прием, не раз разыгрывавшийся в том же Голливуде, режиссер разнообразит точками обзора: один и тот же отрезок события "перематывается" то взглядом убитого, то проститутки, то убийцы, то его подручного. Восстановленная картина обнаруживает нелицеприятный механизм мирового устройства: совершая те или иные поступки, персонажи, даже не зная друг о друге, становятся соучастниками преступления. Или, как и подсказывает название картины, посредниками в этом грязном деле. "Надеюсь, мы больше не увидимся", - эта мелодраматическая фраза звучит заклинанием на протяжении всей картины, однако всякий раз, когда ее кто-нибудь произносит, актера хочется попросить сделать лицо попроще, а режиссера - поскорее пустить титры.
Самый анекдотичный. "Чудо"
О чем: На 21-летие к Татьяне (Мария Бурова) собирается вся деревня. В разгар веселья девица объявляет белый танец, кавалеры расходятся по женским рукам, как горячие пирожки, а именинница хватает икону и пускается в пляс, прижав ее к груди, и вдруг вся обмирает. Мать Татьяны с горя бросается под поезд, городок напуган, из столицы выписывают журналиста (Константин Хабенский)... А девушка как стояла, так и продолжает: ни с места ее не сдвинуть, ни в гроб положить. Ни жива, ни мертва - с января по май.
Результат: В основу фильма российского режиссера Александра Прошкина легли события, которые то ли были, то ли не были: самарская история 1956 года о девушке, посреди танцев в клубе замеревшей с иконой Николая Чудотворца. Прошкин, вероятно, так и не определился с достоверностью исследуемого материала и инсценировал городскую легенду как полуанекдот: артисты у него хотя и нужный текст говорят, а все равно будто "Ревизора" между собой разыгрывают и Чичиковым погоняют. Ключевой персонаж (Сергей Маковецкий) ходит со вставным глазом и рассказывает анекдот про то, как Богу на небо позвонили, ангелы его позвали, а Бог сказал: "Скажите, что меня нет". По всему видно, что сделано с претензией, но общей морали в картине на одну вот эту шутку.
Самый искренний. "Муки в огне"
О чем: Пузатый и заросший Муки только что узнал, что мать скончалась, и теперь размышляет, ехать ли ее хоронить. Всю ночь его мучают воспоминания: о том, как им здорово жилось с матерью и отцом, а потом отца не стало; как мать запретила приводить в дом девушку его мечты; как был наркоманом. И о том, каково жить со следами Холокоста на теле и в душе.
Результат: Картина супругов Чаплинов (выходцев из России) проста по конструкции, с линейно развивающимся сюжетом – что дает возможность без лишнего символизма наполнять его событийностью - и простотой своей хороша. Квартира бражничаюших – звуки музыки, танцы до упаду, ребенок, несомый на руках, рыжий дядька, тискающий за грудь хозяйку, скромно сидящая в углу гостья. Каждый из присутствовавших хотя бы раз убивал, всякий неоднократно видел смерть. "Муки в огне" – это то, чего не показал Спилберг в своем "Списке Шиндлера": те, кто прошли ад, выжили ни для чего. Вернувшись на землю обетованную, герои обнаружили лишь страну, снедаемую геноцидом и гражданской войной.
Самый фольклорный. "Петя по дороге в царствие небесное"
О чем: Юнец Петя (Егор Павлов) думает, что он милиционер, и даже представляется инспектором, носит фуражку и кобуру без пистолета. За спиной его называют идиотом. А Петя любит медсестру (Светлана Тимофеева-Летуновская) и товарища Сталина, каждый день проверяет документы и помогает сторожить заключенных. Все изменится, как только Сталин умрет.
Результат: Любовь к крупным русским характерам и грязным барачным беззубым монтажникам в современном искусстве вышла на первый план. Так и режиссер Николай Досталь, кажется, желая отмыть кинематограф от бандитских соблазнов и маленьких гигантов большого секса, притулился где-то рядышком – между "Василием Теркиным на том свете" Твардовского и венерами Кустодиева.
Для чего и парня на помощь призвал высокого, нескладного, в улыбке обнажающего десны, на морозе розовеющего – будь Сергей Бодров-младший с нами, его доброй души кочующий персонаж оказался бы в этом фильме как нельзя кстати. А так – выходит басня с моралью в финале: широкая река у заснеженных берегов, и где-то на досках развевается рваная газета со статьей о смерти вождя. Мол, за державу обидно: Сталин умер, и никто-то теперь о петечках не позаботится.
Самый нравоучительный. "Мелодия для шарманки"
О чем: У Алены и Никиты бледная кожа и синяки под глазами, как у больных базедовой болезнью или тех, кто слишком давно не спал. Они, и правда, давно не спали – с тех пор, как умерла их общая мама и они отправились на поиски разных отцов. Их путь был далеким и полным опасностей – дети бежали от проводников в поезде, от беспризорников, от обманщиков на вокзале и воров, от тех, кто ради забавы грабит магазины. Это был побег от всей "сияющей, звенящей и пылающей" ежедневной тоски.
Результат: Человеколюбие сегодня не в почете – преобразованное в религиозные или социологические концепции, оно полностью девальвируется или подается в виде свода правил. Правила эти до боли просты, но притянуты к духу времени. Например, сыт тот, кто быстрее и красивее. Или: если ты сам о себе не возомнишь, что ты король, никто о тебе доброго не подумает. И скорее всего - не вспомнит о тебе вовсе. Персонажи без конца бормочут одни и те же фразы, дублируют свои действия, приобретают лишние вещи и даже имеют двойников.
Идея авторов киноленты преобразована в настолько ясный посыл, что почти трехчасовое "вдалбливание" материала смотрится неоправданной жестокостью по отношению к зрителям. Тем более что эта попытка отучить человечество от накапливания ненужного слегка запоздала. В нынешних-то реалиях экономического кризиса.
|