Лиза Морозова
© Каталог выставки «Безумный двойник». Москва, 2000, с. 158
Мосье Дельмотт. Апельсиновая корка. 1994 «Народные перформансы» – кривое зеркало современного русского искусства
«Школа уродов» — одно из самых популярных сообществ Живого Журнала. Его читают более 10 тысяч человек. Цель сообщества (а точнее, «коммуны») — «отфильтровывание смелых фото… «заманчивых» пользователей социальных сетей». Активисты «Школы уродов», называющие себя хантерами (охотниками за «уродами»), публикуют многочисленные подборки изоматериалов с ироническими комментариями к жизнетворчеству «однокласснегов». Иногда они даже обращаются к теме искусства (см. здесь) и не очень умело, но используют термин «перформанс». © Каталог выставки «История в лицах». Москва, 1997, с.103 Владислав Мамышев-Монро. Я – Монро. 1991
Впрочем, часть этих фотографий и впрямь можно было бы условно назвать документацией любительского «перформанса» (созданием странной ситуации и ее фиксацией), или фотоперформансом (например, эти). В них легко узнаются до боли знакомые эксперименты со своей внешностью и идентичностью, смена масок и имиджей, характерные для стратегии самых разных художников с начала ХХ века до сегодняшнего дня. Иногда эти фотокадры кажутся экспонатами выставки, например «Выставки смешного искусства» (куратор Андрей Ерофеев, 2000 год). А может, даже отчасти являются ее последствиями?
Второй тип подобных изображений создан с помощью новых технологий, чаще всего фотошопа (см., например, здесь). Мало кто из художников, особенно работавших в 90-е, избежал искушения в качестве произведения поместить на обложку модного журнала собственный портрет, представить себя в образе подруги президента, целительницы, мессии, героя культового фильма или, на худой конец, Моны Лизы. Но, переболев этим, художники двинулись дальше...
При желании в «Школе уродов» можно найти визуальные аналоги практически всему русскому искусству. Вот, например, прямо-таки Олег Кулик 90-х, уложивший в свою постель живую свинью, разъезжающий вдвоем с коровой на мотоцикле или танцующий с котом. А вот почти точное воспроизведение кадров из известных видеогэгов «Синих носов». Можно тут также увидеть многочисленные гендерные трансформации, в том числе повторение приемов, которые использовал еще ранний Аккончи, а в 90-е — группа «Новые тупые». См., например, тут. А здесь, можно сказать, появляется уже почти политический подтекст! © Каталог выставки «История в лицах». Москва, 1997, с. 126 Константин Звездочетов. Рожа йога. 1980
В общем, каждый любитель искусства найдет здесь что-то на свой вкус: любители концептуализма обнаружат случайные пересечения с творчеством Герловиных, поклонники радикализма — с акцией Мавроматти и Императора Вава, проткнувшими себе языки. Художник Владимир Сальников, также читающий данное сообщество, углядел даже параллели находок хантеров с «Коллективными действиями» и нонспектакулярным искусством — об этом он пишет здесь и здесь. Ну а мне вспомнилась знакомая чета польских перформансистов — Владислав Казмерчак и Эва Рыбска. Другие обнаруженные параллели см. здесь, здесь, здесь, здесьи здесь.
От «народных фотоперформансов» невозможно оторваться. Они действительно забавляют, впечатляют и наводят на мысли. Иногда на грустные: ведь это не только энциклопедия жизни масс, но и зеркало (будем надеяться, что кривое) русского искусства. Которое вынуждено порой узнавать в «уродах» самого себя — заигравшегося, впавшего в китч…
«Школа уродов» возникла вскоре после того, как постепенно сошла на нет активность другого ЖЖ-сообщества — «Школы дураков», созданной в 2006 году Авдеем Тер-Оганьяном в качестве виртуального продолжения проекта «Школа современного искусства», который функционировал в конце 90-х и печально завершился вынужденным отъездом Тер-Оганьяна. Сложно сказать, была ли «Школа дураков» на этот раз пародией на авангардизм или нет. Знаю только, что многие участники проекта с восторгом выполняли задания Авдея, например «одеться как полный идиот и прийти в общественное место».
Визуально некоторые опыты «Школы уродов» и перформансы «Школы дураков» почти полностью совпадают — см., например, тут.
© Выставка «Портрет лица», фото с обложки ДВД-каталога «Синие носы». Горячие головы. 2005
В настоящее время в Живом Журнале более активно действует уже другое сообществоп од тем же названием «Школа дураков», посвященное всем видам дурачеств и чудачеств в культуре — как в жизни, так и в искусстве. Оно как будто объединяет две вышеупомянутые «Школы» и порождает вопрос: чем же все-таки отличаются «дураки» от «уродов»?
Прежде всего — наличием в их творческих проявлениях эстетической дистанции, рефлексии и самоиронии (проявившейся в том числе и в самокритичном названии сообщества: ведь «дураками» назвали себя сами художники, а «уродами» своих «пациентов» окрестили модераторы сообщества).
Кто знает: быть может, если бы «уроды» прошли «Школу дураков», то тоже превратились бы в «дураков», то есть «думающих уродов» (читай — художников). А сами художники, оставив в наследство обывателю свои старые игрушки, в которые тот с упоением играет, подражая старшим товарищам по ими же созданным правилам, наконец, пошли бы дальше — осваивать новые территории.
Не забывая, впрочем, периодически просматривать «Школу уродов» — для профилактики…
|