«Онегинъ.Online» в Театре Бориса Эйфмана.
Премьеру Бориса Эйфмана по «роману в стихах» Александра Пушкина ждали долго и настороженно. Будоражили слухи о превращении «Онегина» в сугубо женскую историю под названием «Татьяна Ларина» и о сведении сюжета «энциклопедии русской жизни» к гомосексуальному конфликту. И то и другое оказалось верно, отчасти.
Балет «Онегинъ. Online» правильнее всего назвать «Энциклопедией творчества Бориса Эйфмана», в которую хореограф включил полное собрание клише и штампов, накопленных им за многие годы сочинительства. Тем, кто знаком со спектаклями Эйфмана, дежавю гарантировано: тут фрагмент из «Карениной», там – из «Красной Жизели», через минуту – из «Русского Гамлета». Ну и хореографическая лексика – как обычно, «с приветом» от всех западных хореографов сразу.
Самое удивительное, что именно в «Онегине» Эйфман впервые попытался приспособить сюжет к «современным» реалиям. Только сильно опоздал. Перенос пушкинской истории во времена путча 1991 года выглядит не только надуманным, но и анахроничным. Братание коммунистов, либералов и демократов в лице Генерала, Онегина и Ленского за бутылкой водки «на кухне», вечеринка у Лариных, обернувшаяся в балете деревенской дискотекой, «мафиози» Гремин – все метафоры безвозвратно устарели.
Не нова даже для российского зрителя и видеопроекция, бодро транслирующая кадры защиты Белого дома и Ельцина на баррикадах. Превращений в балете немало, и все они выглядят бессмысленными гэгами – трюк ради трюка. Они, конечно же, изрядно шокируют публику, но на смелую режиссерскую мысль никак не тянут. Две похотливые самки – Татьяна и Ольга, ожидающие на завалинке кавалеров, заколотый (!) Онегиным Ленский, являющийся ему полуразложившимся трупом, ослепший во время путча Генерал, полюбивший Татьяну «на ощупь», новоявленная «Золушка» Татьяна, которую отмывают, одевают и причесывают для свадьбы со слепым олигархом, и апофеоз – тот же слепец, закалывающий (а как же иначе?) Онегина «на слух».
И тут открывается еще одна проблема, едва ли не самая серьезная для нынешнего Театра балета Бориса Эйфмана – отсутствие Личностей. Все вышесказанное о спектаклях Эйфмана не ново, искушенные зрители всегда знали о вторичности его хореографии, о заимствованиях, о самоповторах. Но раньше недалекая режиссура подкреплялась уникальными танцовщиками-актерами (если не сказать – держалась на них), оправдывавшими все – трюки и акробатику, грубость сценических приемов и неизменный налет пошлости. Можно вспомнить Альберта Галичанина и Игоря Маркова в «Чайковском», Елену Кузьмину и Юрия Ананяна в «Красной Жизели», Нину Змиевец и Юрия Смекалова в «Чайке»…
А сегодняшний «Онегин» обезличен и пуст. Крепко сбитая Мария Абашова в партии Татьяны грезит о плотской любви и наяву, и во сне (точно так же, как в «Карениной»). Малахольный Онегин Олега Габышева путается в собственных сексуальных ориентациях, поэтому неубедителен как в гей-, так и в гетеродуэтах. Суперпластичный Дмитрий Фишер в Ленском так же гнется во все стороны и закладывает ноги за уши, как в недавнем Треплеве. Ольга Натальи Поворознюк – такая же бледная калька с главной героини, как и ее Заречная. Может быть, лишь Генерал Сергея Волобуева как-то выделяется на общем фоне.
«Онегинъ. Online» не приблизил Бориса Эйфмана к современности, напротив – доказал, что когда-то модный и актуальный балетмейстер прочно законсервировался в собственном, наглухо закрытом от внешнего мира пространстве. И модная приставка «Online» молодость не возвращает…
|