Четверг, 24 Сентября 20, 23:57
Главные
Новости

Мой профиль
Регистрация
Выход
Вход
Информационный портал Teatral
Главные новости Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
На нашем Teatrale
  • Суфлёрская будка
    Подписка RSS

    + Teatral'ные новости

    Новости, словно пазл, собранные из разных мест, но объединенные одним - огромным интересом публики.

    добавить на Яндекс
    Мудрость
    Тэги
    гоголь Битлз Толстой Бутусов Воскресение Christie’s «Сумерки» «Затмение» «Вымпелком» «Мегафон» Павел Лунгин «Черепашки-ниндзя» «Миллионер из трущоб» Franz Ferdinand Арво Пярт Пикассо МХТ имени Чехова «Винзавод» «КомМиссия-2009» Linkin Park «Трансформеры: Месть падших» «Ростроповичиада» «Йон Рабе» «Амазонки авангарда» Rustavi 2 тв кино «Домохозяйка из Беверли-Хиллз» антипиратский закон «Юленька» «Новолуние» twitter «Imagine» сыграют на церковных коло Питер Гэбриел (Peter Gabriel) playboy «Энтропа» «Звездный путь» «Тарас Бульба» Queen распались «Московский нью-вейв 80-х» Depeche Mode Киркоров «Над пропастью во ржи» Classical Brit Award Сьюзан Бойл Майкл Джексон Дельфийские игры В ЦДХ открывается «Европейская маст Maroon 5 Мураками «1Q84» google «2х2» Sotheby’s Медведев Мариинка-2 Абрамович Пина Бауш Армия США разрушила Вавилон Jay-Z Мел Гибсон «демократизации эфира» «американская легенда» The Guardian Айко Кано Гроб Майкла Джексона — пуст Abbey Road Александр Рыбак Матвиенко Великий Новгород Джо Джексон Пенелопа Крус я люблю тебя «The Телки» Минаева Алисия Алонсо Балет Ковент-Гарден Большой театр Саша Барон Коэн Борат Бруно «Хрустальный глобус» Ангел у моря Hennessy отпраздновал 100-летие сво Доктор Хаус Андрей Краско Dj Dlee Бритни Спирс в Копенгагене Жанна Фриске Филипп Киркоров Валерий Леонтьев В сети появится Variety с 1910 года украина Вагнер «Валькирия» «Гарри Поттер и Принц-полукровка» «Путешествия гея по мусульманскому Натали Портман Эрмитаж Стивен Кинг «Мобильник» Энди Уорхол Forbes Woman гарри поттер Дебби Роу Элизабет Тейлор Дэниел Рэдклифф Гарри Поттер и принц полукровка моби «Гордость и предубеждение и зомби» «Сумерки» (Twilight) Стивен Спилберг Forbes Джордж Лукас «Приключения Шерлока Холмса и докто «Гарри Поттер и принц-полукровка» ( «Гамбургская декларация о правах на Эмма Уотсон Новости Вавилон The Prodigy Бритни Спирс RADIOHEAD Никита Михалков BEASTIE BOYS Вим Вендерс первый канал Линдсей Лохан Мадонна Skype Windows 7 Beatles ЮНЕСКО Василий Шукшин Алла Пугачева U2 RAMONES Pirate Bay microsoft Bing yahoo Михалков Папа Римский Ридли Скотт Black Eyed Peas internet explorer Mozilla firefox википедия Катрин Денев Facebook LiveJournal жж Neverland граффити Самара Волга Брэд Питт дэн браун NASA NASA TV Lady Gaga Бейонс Oasis Бивис и Баттхед Sony Бейонсе Бейонс Ноулз Жерар Депардье Guitar Hero Сильвестр Сталлоне Apple джоан роулинг Bloomberg South Park Google Chrome iPhone iPhone 3G S Alice In Chains Disney Человек-паук Marvel Genesis Blur Intel Путин nVidia Роман Полански youtube a-ha T.I. The Pirate Bay MP3-плееры авторское право Ветхий завет Деннис Хоппер rammstein Rammstein - Reise Rammstein - Концерт в Берлине онлай Rammstein - Концерт в Питере онлайн Терри Гиллиам Nokia iTunes аниме Николас Кейдж Знаменитости бак Hugo BOSS копирайт Ангела Меркель евровидение YouTube КРИ 2009 видео Windows 7 Build 7068 берлинская стена Android Анджелина Джоли Вуди Аллен Muse - Knights of Cydonia Роберт Паттинсон STONE TEMPLE PILOTS Айзек Азимов FOO FIGHTERS Pussycat Dolls Яндекс дима билан Мартин Скорсезе Эминем MTV MTVN HD Gorillaz feat. De La Soul - Feel Go СТС Classic rock iPhone 3GS Анжелина Джоли Барак Обама Гарри Поттер и Дары смерти Firefox 3.5 firefox Firefox 3 Firefox 3.5 Rus Final QUEEN Queen - We Will Rock You (DJ ZAM Re Queen of Thorns SEX PISTOLS Call of Duty: Modern Warfare 2 Григорий Лепс Кэмерон Диаз UCOZ гай ричи michael jackson Snoop Dogg голливуд ICQ Aerosmith MANOWAR аватар Аватар 2009 LOST Deep Purple The Killers Гаити Дэнни Бойл Polaroid Green Day Iron Maiden Killers Алсу Ксения Собчак Тим Бертон гей Сергей Лазарев валерия Lady Gaga - Poker Face (Dave Aude R Nickelback Греция BONEY M Europe Modern Talking Виктория Дайнеко Tokio Hotel Дэвид Линч Noize MC Hollywood Hollywood Palms Kiss Scorpions 50 cent Рианна Eminem Disney GIF rapidshare rapidshare comedy club метро Metallica Анастасия Приходько Спектакль Билан Mail.ru аквариум Боно Алексей Учитель Актер Paramore
    Главная » 2009 » Апрель » 20 » Юрий Любимов: «Мне пришили «политический театр»
    19:21
    Юрий Любимов: «Мне пришили «политический театр»
    Анастасия ТОМСКАЯ, Виктор БОРЗЕНКО, Валерий ЯКОВ, Анатолий МОРКОВКИН (фото)
    Театр на Таганке отмечает свое 45-летие. Каждый год в день рождения театра, 23 апреля, бессменный лидер Таганки Юрий Петрович Любимов играет премьеру. Этот год – не исключение. Почетные гости и близкие друзья театра увидят в этот день спектакль «Сказки», сочиненный режиссером по произведениям Андерсена, Диккенса и Уайльда. Накануне юбилейных торжеств мы посетили легендарный кабинет главного режиссера для того, чтобы вручить Юрию Петровичу премию «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены».

    – Юрий Петрович, как театр будет отмечать юбилей?


    – Отмечать будем только в театре, а официальных торжеств не предвидится. Чиновники нам сказали: «Вот когда полвека театру исполнится, тогда и отметим как следует». Они не празднуют 45 лет, но я отпраздную. На свои средства. Мне ведь скоро уже 92 года будет, и они надеются, что я помру… Я им обычно отвечаю, что буду к тому моменту в Иерусалиме, там живут больше 120 лет. Всю жизнь чиновники что-то запрещали, а потом все равно раздавали награды. Смотрите, как много их у меня, и даже значок за разминирование имею.

    – Вообще вся ваша жизнь – как ходьба по минному полю…

    – Возможно. Только хобби у меня другое – не мины искать, а строить театры. Когда я 45 лет назад из Театра Вахтангова пришел сюда, на Таганку, театр был в долгах, которые мне пришлось возвращать государству. Сколько же я должен своей родине, что с 14 лет работаю как лошадь, и все еще никак не отработал?.. Разрешили нам расширить здание Театра на Таганке – я 8 лет строил. Построил – меня выслали из страны. Я стал создавать театры в Европе, ставил спектакли. О том, что меня лишили советского гражданства, узнал между делом в Лондоне. Когда в Советском Союзе наступили перемены, Горбачев начал уговаривать меня вернуться. Я поверил, но едва начал работать, у меня стали отнимать пристроенную часть театра. И отняли. Так что хобби у меня – строить театры, которые отбирают. Вот у нас на столе стоит вино – давайте выпьем за то, что пока еще не отобрали помещение, в котором мы с вами находимся.

    – В советское время вы обнажали трагедию дня, делали, как говорят, «политический театр».

    – Вообще-то я старался обнажать женщин, а не трагедию. Я не политик, я хотел делать театр таким, каким он должен быть. А мне пришили, будто я продолжаю традиции политического театра, это не правда. Я в фойе повесил портреты Брехта, Мейерхольда и Станиславского. И когда пришло начальство, оно сказало: «Мейерхольда снять». Хотя в ту пору он был уже реабилитирован. Я говорю: «Залезайте и снимайте сами, а я на вас посмотрю». В другой раз пожарники хотели затоптать Вечный огонь, который горел в спектакле «Павшие и живые». Это было в 1965 году, когда еще не горел огонь у Кремлевской стены. Я сказал: «Попробуйте, топчите...» Когда на спектакль пришли первые зрители и мы зажгли этот огонь, весь зал встал минутой молчания. Тогда генерал пожарной службы, прослезившись, подошел ко мне и сказал: «Пусть горит, я беру огонь на себя». И добавил: «Коньяк у тебя есть?» – «Есть». – «Пойдем помянем». И он ради спектакля забыл о противопожарных правилах и документах. Вот когда наши чиновники поймут, что в искусстве слово человека важнее вшивой бумажки, тогда хоть что-нибудь произойдет положительное. Например, поднимется уровень жизни. А пока наше общество напоминает мне худую корзинку, которая плывет по реке…

    – Надежда, что пришли иные времена, – иллюзия?

    – Какие иные? Почему каждому поколению кажется, что наступили некие «иные» времена? А не кажется ли вам это какой-то забавой детской? Пока что мы все время идем по кругу, как слепые лошади, нам еще лет пятьдесят нужно, чтобы очухаться после того, как страна изменила систему существования. Я знаю, что говорю, потому что в капиталистических странах работал много лет, а тут – ни то, ни се пока, дилетантство. Заметьте, что я говорю только о своем театре, не затрагивая высших сфер. Поймите, нельзя все время заниматься самодеятельностью, тем более что со вкусом у нас дела очень плохо обстоят.

    – Вы всегда говорите то, что думаете. Никогда не врали?

    – Но почему я должен врать? Я считаю вообще, если много врешь, то обязательно тебя поймают. Говори как есть, и тебя не запутают. Это ведь от отчаяния Дмитрий Шостакович говорил: «Я подпишу любую бумагу, только бы они от меня отстали». Он просто ужасно боялся гэбистов. Ночью с чемоданчиком выходил к лифту и ждал, когда за ним придут: не хотел, чтобы этот арест был при детях и при жене. Представляете, как довели гениального человека?! Что ему оставалось делать? Выбегать и говорить: «Да, вы правильно меня травите, я сознаюсь во всех грехах. Спасибо, что открыли мне глаза»? А когда ему позвонил Сталин и сказал: «Поезжайте в Америку, покажите им, какие у нас есть композиторы», Шостакович ответил: «Я не могу, мне Репертком запретил выступать». И Сталин прикидывался по телефону: «Ре-перт-ком? Кто это такой? Мы его накажем». Притворялся, будто это фамилия.

    – Ваше отношение к Сталину очевидно, и при этом вы играете его в «Шарашке». В последние годы изменилось отношение зрителей к этому герою?

    – Да, изменилось. И если в зале оказываются сталинские поклонники, то я вижу, что их разочаровываю: они ощущают себя толпой, с которой этот вождь обращается с презрением.

    – Не свистят?

    – Они хлопают мне, а не свистят, правда, хлопают порой в самых непредсказуемых местах. А вообще у нас зритель приличный: все-таки отцы, дети, внуки – три поколения сюда уже ходит, и зал всегда полный. Солженицын все хотел все приехать на репетиции «Шарашки», но, к счастью, прибыл только на спектакль. Он, правда, спросил: «А как вы сумели уложить две книги в один вечер?». Я ответил: «А просто, Александр Исаевич, я отобрал лучшее».

    – Почему сейчас не возникает таких мощных театров, как тот, который создали вы?

    – А вы успеваете все спектакли во всех театрах посмотреть? Я, например, хожу только по наводке. Мощный театр редко рождается, вот и все. Разве все время приходят в мир Шекспиры, Чеховы? Разве всегда был театр Эсхила, театр Софокла, театр Мольера?

    – Может, просто «лицом к лицу лица не увидать»?

    – Я эту цитату вашу принимаю. Может, и так. История расставит все по своим местам – история, но не мы, потому что мы-то чаще всего ошибаемся. Вот вам доказательство: когда товарищ-злодей Сталин насильно оставил в Советском Союзе академика Капицу, ученый заявил: «Никаких секретностей соблюдать не буду, я работаю для мировой науки». А этот хитрый, злой хозяин сказал: «Пусть работает», понимая, что в таком случае Капица будет работать и на Советское государство. Поэтому, видимо, Сталин сейчас имеет такую популярность. Вообще я поражаюсь этому безобразию в мозгах. Я прошел две войны. «Коктейль Молотова» в руках держал, знаю, как примерзает к волосам каска. Мой род пострадал, начиная от моего дедушки, который еще был крепостным крестьянином. Чего же всё обирают-то своих? Что же мы за люди, что берем, и все время своих разоряем? И убиваем. Вот куда надо направить мозги, если они есть. Вот о чем надо думать.

    – Юрий Петрович, Россия столько веков стремится к свободе, но никак не придет? Почему?

    – Надо сперва выяснить, куда она стремится. Ведь не так уж давно Александр II отменил крепостное право. Моего 86-летнего деда новая власть выкинула в снег за то, что обзавелся своим хозяйством. И что – мне любить эту власть, которая издевалась над дедом, над отцом, над матерью, которой я, будучи 9-летним мальчиком, вез передачу в тюрьму города Рыбинска? Когда в России начнут понимать, что есть руководители, а есть исполнители – тогда будет толк. Пока же у нас даже актеры не понимают, что их профессия – исполнительская. Есть известная история о том, как уже глухого Остужева спросили: «Как же вы так чудесно играете? Как слышите, будучи глухим?», а он ответил: «Я хорошо играю, потому что не слышу партнера. А текст я весь выучил». Вот что такое гениальная актерская игра.

    – К театральной реформе как относитесь?

    – Как можно относиться к безобразию? При всех этих нововведениях у меня, художественного руководителя театра, прав стало меньше, чем у продавца в ларьке. Даже при советской власти, которую я терпеть не могу, у меня были какие-то средства хотя бы на похороны. Сейчас я могу распоряжаться только премиальными – теми деньгами, что театр заработал сверх обычной прибыли. Но вся трагедия в том, что артисты вместо работы будут обсуждать недели две, какую кому я дал премию. Меня это не удивляет: во все времена артисты признавали только себя.

    – В течение всей жизни вам приходилось драться за каждый спектакль. Судьба так распорядилась, что вы сами росли на Таганке, и первые драки случились у вас тоже здесь.

    – Про одну драку расскажу. Я тогда учился в фабрично-заводском училище, и, как многие, носил фиксу, брюки клеш. Однажды меня, 15-летнего пацана, поймала шпана: по каким-то приметам я был похож на их врага. От первого же удара глаз заплыл, вторым – вышибли два зуба. К моему счастью, на пути попалась пустая ниша, из которой кто-то стащил статую: я втиснулся в это тесное пространство, и спина у меня была под защитой стены. Пригодился бокс, которому меня научил один англичанин: я отбился и побежал. Среди белого дня нападавшие кидали в меня булыжниками – к счастью, не попали. На бегу я схватил обрезок трубы и хватил этой железякой по хребту догнавшего меня хулигана. Он упал, погоня на секунду остановилась, а я запрыгнул в «букашку», который как раз шел по кольцу. Пассажиры замерли: стоит на площадке парень, весь в крови, да еще с железякой... Я отлежался дома и, когда все зажило, достал у приятеля пистолет «монтекрист», финку и пошел в ФЗУ, решив резать и стрелять, если они нападут еще раз.

    – И вы их встретили?

    – Да, они хотели похлопать меня по плечу: мол, прости, ошиблись. Но моя реакция была мгновенной: я левша, поэтому левой ударил. Он сказал, помню: «Ну все, теперь пришибем». Тогда-то я и вытащил финку и пистолет. С тех пор никто меня не трогал.

    – О преемнике думаете?

    – Да нет. Можно помощником быть, но заменить… Однажды, вы, наверное, знаете эту историю, в театре «Летучая мышь» на сцену вышел конферансье и сказал: «Несколько минут назад скончался выдающийся художник Багратионов». С галерки заорали: «Ничего, заменим». А он ответил: «Как жаль, что вы не заменили его несколько минут назад».

    – То есть о будущем любимовской школы вы не задумываетесь?

    – А зачем? Мне довольно того, что в других странах меня изучают. Я даже удивился однажды на встрече со студентами их театроведческим вопросам, а один довольно сердитый ученик парировал: «Нам еще экзамен о вас сдавать!»

    – Так ведь История вершилась вашими руками. Взять хоть тот случай, когда вы предупреждали первого секретаря горкома Гришина, что на похоронах Высоцкого может начаться ходынка.

    – Он тогда сказал: «Вы преувеличиваете», а я ответил: «Вы недооцениваете». Они хотели быстро похоронить Высоцкого, но не вышло: от Кремля шли люди прощаться. И вот тут они ко мне обратились: «Что делать?». Я сказал: «Позвольте людям проститься. Это по христианскому обычаю – чтобы был открытый гроб, и люди могли проститься». Вся площадь перед театром была в цветах. А они начали смывать цветы с мостовых поливочными машинами. И выламывать его портрет с фасада театра. Толпа орала «Фа-ши-сты! Фа-ши-сты!». Эти кадры обошли весь мир.

    – А что за история, когда рабочие на руках несли автобус, в котором был Высоцкий?

    – Мы гастролировали на Дальнем Востоке. Владимир забрался на крышу автобуса, чтобы его было слышно всем, но народу было слишком много. И тогда солдаты действительно внесли на холм этот автобус – так он и играл.

    – Про Высоцкого по-прежнему сегодня много пишут.

    – Просто эксплуатируют его имя – чем-то же они должны питаться, эти газетенки. Вот и питаются именами, потому так и называются – бульварные.

    – А вас не печалит, что сегодняшнее, молодое поколение Высоцкого уже не очень знает?

    – А зачем им это? Они даже Пушкина не знают, не то что Высоцкого. Но справедливости ради скажу, что есть и умные дети. Один педагог принес мне сочинения своих учеников, которые пишут о спектакле «Суффле». Не зная теории, не зная всех абсурдистов, не зная Джойса, они строят такие гипотезы, что в них и Кант, и Беккет. Значит, детям интересно, ведь насильно такое написать не заставишь. А с другой стороны, когда я ставил «Преступление и наказание», в фойе театра стояла парта, на которой лежала стопка настоящих школьных сочинений о Раскольникове. Убийственные были тексты: о том, что он положительная фигура и правильно старушку пришиб. Вот эти школьники и выросли. Вот теперь и хлебайте.

    – Не знаешь, смеяться или плакать. Вы сами часто плачете от смеха?

    – Чаще всего у меня слезы от смеха выступают в самое неподходящее время. И вот ржу до слез, а вокруг все удивляются, и мне приходится объяснять: «Когда вы говорите о Мусоргском, я так восхищаюсь им, что начинаю плакать». Или: «Вы знаете, когда говорят о фашизме, я начинаю плакать». Однажды я стал так хохотать, когда мой бывший директор на гастролях в Болгарии с гордостью в голосе зачитывал исторический документ перед аудиторией, состоявшей из крупнейших чиновников. И вот он обращается к ним, да еще и по бумажке: «Проклятые фашисты! До каких же пор вы будете поганить святую землю?» И я как начал хохотать! К счастью, погода была хорошая, я выскочил на улицу и обхватил дерево, чтобы не упасть. А за мной, оказывается, побежал один из чиновников. Тут я ему и говорю: «Когда слышу про фашизм – я плачу», и начинаю уже просто сползать по дереву вниз от хохота. Кстати, фамилия чиновника была Огурцов. Вот это и Гоголь, и Салтыков-Щедрин вместе взятые.

    – Вы чувствуете себя легендой?

    – Я чувствую себя загнанным старым волком. Вот и все.
    Категория: Главные новости | Просмотров: 776 | Добавил: teatral | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Наше время
    Заходи
    Архив Новостей
    Информация
    Главные новости [10265]
    Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!
    Спектакли OnLine [158]
    Лучшие спектакли круглосуточно и бесплатно.
    Кино и сериалы [1301]
    В разделе находятся самые знаменитые фильмы разных лет от лучших режиссёров с лучшими актёрами. Просмотр бесплатно online
    Видеоролики [40]
    Смешные и грустные, позитивные и трагические, но главное самые интересные ролики со всего мира! Просмотр бесплатно online
    Пьесы [29]
    Только лучшие пьесы, собранные со всего мира: классика и современность, сплелись в единый творческий архив пьес.
    Клипы [111]
    В разделе собраны лучшие клипы со всего мира за много лет
    Аудиокниги [24]
    Это специальный архивный раздел.в котором можно скачивать и слушать аудиокниги всевозможных авторов.
    Шоу Фрая и Лори [49]
    Лучшее скетч-шоу Англии!
    Радио Театр у Микрофона [20]
    Уникальные постановки, исполненные профессионалами. Информация предоставлена Клубом Театр у Микрофона http://vkontakte.ru/club1844933
    Петербургский Театральный журнал [5]
    Лохматые Новости [23]
    Творческий подход к созданию новостей животного мира
    Media [85]
    Видео, музыка, телепрограммы, специальные ролики и многое другое
    Журнал Проектор [17]
    Субъективное освещение вопросов дизайна
    Фотогрфии [6]
    Автор Валерий Худящев
    Креатив
    Облако
    Топы
    Яндекс цитирования
    Топ100- On-line издания
    Creative Commons License
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Яндекс.Метрика
    СОВЕТ
    позиция в рейтинге BestPersons.ru
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    | Teatral © 2020 | |