Максим Эйдис ·
Слухи о безумии Линча оказались сильно преувеличенными. Режиссер отлично пообщался с журналистами и просто расцвел, когда корреспондент OPENSPACE.RU МАКСИМ ЭЙДИС задал ему свой вопрос
«Желание поймать идею — как ловля рыбы на наживку, — пишет Дэвид Линч в своей книге. — Это занятие требует огромного терпения. Вы насаживаете наживку на крючок и начинаете ждать».
В полном соответствии с приведенной цитатой от журналистов, аккредитованных на пресс-конференцию великого режиссера, приехавшего в Москву представлять свою книгу «Поймать большую рыбу» и сразу две выставки(«The Air is on Fire» в Фонде культуры «Екатерина» и «Fetish» в Центре современного искусства «Гараж»), потребовалось немалое терпение и умение ждать. Минут сорок огромная толпа жаждущих увидеть и услышать живого Линча теснилась в небольшом помещении раздевалки РИА «Новости», поскольку главный фигурант опаздывал, в конференц-зал до поры до времени решено было никого не пускать. Дополнительным испытанием стало беспрерывное щебетание двух симпатичных девушек с телевидения, очень громко (не спасал даже mp3-плеер) обсуждавших «замызганный» вид Роберта Де Ниро в передаче «Первого канала» («Весь какой-то небритый, в помятой рубашке...») и очевидное, на их взгляд, сумасшествие, подкосившее автора «Твин-Пикса» и «Синего бархата» («Он теперь может говорить только о медитации, кино его больше не интересует»).
Слухи о безумии Дэвида Линча оказались сильно преувеличенными: адепт трансцендентальной медитации по методу Его Святейшества Махариши Махеш Йоги оказался совсем не похож на оторванного от реальности сектанта-неофита (медитацией, кстати, Линч занимается уже 36 лет). Одетый с иголочки и лучащийся позитивом, режиссер очень доброжелательно, корректно и вкрадчиво (как будто разговаривает с малыми детьми) ответил на вопросы российских журналистов, касающиеся как медитации (о которой Линч говорил то же, что и всегда), так и всего остального — какими бы идиотскими эти вопросы ни были.
Например, журналистка НТВ спросила, готов ли господин Линч, наконец, рассказать нам правду о том, кто же убил Лору Палмер, на что господин Линч широко улыбнулся и ответил: «You know who killed Laura Palmer!» («Вы знаете, кто убил Лору Палмер!») Какая-то милая барышня поинтересовалась судьбой кроликов, которых Линч снимал в фильме «Внутренняя империя». «Могу с уверенностью сказать, что они живы, здоровы и живут вместе. О том, чем эти кролики занимаются в данную минуту, я, к сожалению, не имею никаких сведений». Но самым фантастическим был вопрос девушки (снова с телевидения), произнесшей буквально следующее: «В одном из своих интервью вы признались, что недавно увлеклись рисованием. Можно ли рассчитывать, что года через два вы представите в Москве свои произведения искусства?» — «Вообще-то я уже приехал в Москву со своей выставкой — она как раз сейчас проходит в месте под названием “Гараж”», — невозмутимо ответил Линч.
Среди прочего Линч рассказал, что немного знаком с русской литературой (ему очень нравятся Dostoevsky и Gogol’ — для повести «Нос» он даже нарисовал иллюстрации), верит не в идеалы, а в идеи (в качестве своего девиза он предложил Lover of ideas — «Любитель идей») и сожалеет о том, что когда-то снял фильм «Дюна», поскольку ему не доверили сделать окончательный монтаж картины. На большинство заданных вопросов («Как вы находите актрис на главные роли?», «Почему вы, такой позитивный человек, снимаете такие мрачные и страшные фильмы?», «Какие идеи для ваших фильмов вы обнаружили в своих снах?») ответы можно найти в самой книге, мы же решили поинтересоваться у одного из мэтров «авторского кино», как он относится к самой идее авторства.
—В своей книге вы много пишете о том, что режиссер, художник, писатель находят свои идеи в Океане Сознания, который также называете «Единым полем». Как в связи с этим вы относитесь к самой концепции авторства и кто же на самом деле является автором ваших фильмов?
— Отличный, отличный вопрос! Cкажем так: шеф-повар не создает рыбу — он всего лишь ее готовит. После того, как мы сталкиваемся с идеей, ловим ее, нам предстоит еще и фантастический опыт ее трансляции, «перевода»... Шеф-повар может приготовить пойманную рыбу так, что ее будет невозможно есть, он может испортить ее — а может, используя ту же рыбу, приготовить великолепное блюдо. Вот это, на мой взгляд, и есть авторство.
Выставка Дэвида Линча и Кристиана Лубутена «Фетиш» открыта по 6 мая, выставка «The Air is on Fire» — по 12 июля
|