Ксения Аитова
В смутные времена российские театры явно выигрывают перед российскими кинозалами
Влияние кризиса так или иначе ощущается практически везде. Из-за резко упавших сборов на Бродвее закрываются мюзиклы. Метрополитен-опера реже ставит в афишу оперы с дорогими билетами. Бастуют недовольные урезанной зарплатой сотрудники Ла Скала. Руководители крупных московских театров рассказывают, что им посоветовали не планировать новые постановки за счет бюджетных средств. Начались отмены премьер. Так, Большой театр отменил «Отелло» в постановке француза Арно Бернара (опера Верди должна была стать самым дорогим за последние десятилетия спектаклем). Замораживается, особенно в российской провинции, театральное строительство. Теряют спонсоров Авиньонский и Эдинбургский фестивали, на «Золотую маску» не смогли приехать приглашенные во внеконкурсную программу театры Латвии. Впрочем, у «Маски» на общем фоне дела идут неплохо — спасибо спонсорам и федеральному бюджету. А Валерий Гергиев и вовсе рапортует, что Мариинка пока не потеряла ни одного спонсора, — мол, надо качество выступлений поддерживать, и все будет отлично. Оно и правда: чем крупнее корабль, тем легче ему плыть в бурю.
В этой непростой обстановке российские театры ждут, что будет с посещаемостью уже идущих спектаклей. Экономисты прогнозируют спад. Но вот парадокс — пока спада нет.
Олег Табаков рассказывает, что зал МХТ «в связи с кризисом» заполнен теперь не на 98, а на 99 с чем-то процентов. Иосиф Райхельгауз заявляет, что посещаемость «Школы современной пьесы» чуть ли не растет.
В провинции театральные залы тоже не пустуют. Особенно показательна в этом смысле Самара. В академическом Театре драмы аншлаги. «Пока залы полные и стоимость билетов мы сохранили», — утверждает его худрук Вячеслав Гвоздков. Не уменьшается поток зрителей в Театре-центре юного зрителя «СамАрт» и в Оперном. Не чувствуют перемен и в театре СТД «Актерский дом». Кризис сказался разве что на гастрольной кассе: публика перестала покупать билеты дороже 2,5 тыс., поэтому везти театры не имеет смысла, рассказывает президент концертно-театрального агентства «ТЕ-Арт-Шоу» Татьяна Ефремова. И тем не менее в июне агентство обещает давно запланированные гастроли «Мастерской Фоменко», с билетами до четырех и до шести тысяч.
Сложнее дело с новыми постановками. Но в том же Театре драмы планы совсем не кризисные: собираются выпустить мюзикл «Алые паруса» (на музыку Фаустаса Латенаса, в постановке Раймондаса Баниониса, сына советского актера). В мае американец Адриан Джурджиа с Данилой Корогодским будут делать «Шесть персонажей в поисках автора». Новый главный режиссер театра Валерий Гришко с основной труппой (на небюджетные средства) ставит спектакль по сценарию Вуди Аллена «Секс-комедия в летнюю ночь». Александр Кузин должен работать над мюзиклом «Человек из Ламанчи».
Идут репетиции намеченных спектаклей в «СамАрте». Готовы декорации долгожданной «Принцессы Турандот» с Розой Хайруллиной; Константин Богомолов выпустит спектакль в мае. Георгий Цхвирава приступил к репетициям «Альбома» по рассказам Аркадия Аверченко (выпуск запланирован на сентябрь). В августе худрук театра Адольф Шапиро начнет работу над спектаклем по рассказу Тонино Гуэрры. Анатолий Праудин будет ставить повесть Льва Толстого «Фальшивый купон».
Не чувствует особенных перемен Театр оперы и балета, третий год закрытый на масштабную реконструкцию, — продолжает получать деньги на аренду площадок и новые постановки (в этом году выпущена обновленная «Летучая мышь»). Правда, про дальнейшее говорят с неуверенностью и без дат: бюджетные деньги приходят медленно. Но на посещаемость не жалуются.
А в театрах муниципального подчинения, например в самарской «Камерной сцене», вообще не успевают приставлять стулья: зрителей стало больше. В «Самарской площади» отмечают, что организации перестали выкупать спектакли корпоративно, зато поодиночке зрители приходят больше прежнего. Театр даже решил опробовать антикризисную акцию: по выходным при покупке от трех билетов их продают по 100 рублей, чтобы спектакль был не таким накладным для семейного бюджета. «Не хочется терять культурного зрителя, а он, как правило, из бюджетной сферы», — говорит директор «Самарской площади» Наталья Носова.
Интересно, почему нашу публику именно в непростые финансовые времена так тянет в зал. Хочется отвлечься от неприятностей? Или просто времени становится больше? При этом театры пока сильно выигрывают перед кинозалами. Ведь спектакли из интернета не скачаешь, да и пообщаться в театре люди могут более полноценно, чем в кино.
Театр в России, а особенно в российской провинции, всегда воспринимался как форма социальной отдушины и социального же эскапизма (за стенами вон что творится, а здесь, на сцене, все совсем по-другому). Не исключено, что кризис лишь усилит эту особенность нашей театральной жизни и зрителей в залах прибавится или хотя бы не убавится.
|